Как заслужить доверие коллег или понять, что оно утеряно

Рабочий коллектив — это сложноорганизованный механизм, в котором сочетается набор профессиональных и личных качеств каждого. Невозможно представить прогрессивную фирму, в которой сотрудники общаются друг с другом сухо и безэмоционально, подражая роботам. Конечно, распространившийся в некоторых организациях режим удаленной работы уменьшает количество личного общения, но исключать этот фактор нельзя.

Здоровый коллектив подразумевает доверительный и спокойный уровень взаимодействия между людьми. Некоторые скажут: «Зачем это нужно, ведь главное то, как отдельный человек выполняет свою работу». На деле это не совсем так.

Общение и взаимодействие нужны каждому. Ведь человек — существо коллективное. Даже больше — это способ выживания нас как вида, который складывался на эволюционном пути. Поэтому уменьшая охваты до конкретной компании, видим аналогичную схему. Без комфортного взаимодействия, даже профессионалы начинают терять эффективность рабочих действий.

Тревожные «звоночки»

Разберем для начала признаки, которые показывают, что вы в коллективе «белая ворона», а коллеги и руководитель исподволь проявляют признаки отсутствия доверия.

Чрезмерный контроль

Каждый сотрудник, занимающий определенную должность, по умолчанию исполняет ряд рабочих функций. Эти функции закреплены за ним, а значит, не выполняются иными коллегами. Это позволяет разделить рабочий процесс на логичные этапы и процессы, которые суммарно позволяют компании работать и развиваться.

На первых этапах работы в организации, пока сотрудник на испытательном сроке или молодой специалист, в наличии дополнительный контроль. Регулярно работу перепроверяют, но не с целью найти недочеты и наказать, а чтобы указать на ошибки, направить и научить правилам конкретной организации и коллектива. Это позволяет человеку быстрее «вливаться» в рабочий процесс и нарабатывать требуемые навыки. Хотя на этом этапе иные сотрудники и вынуждены выполнять двойную работу, но это процесс временный.

Однако если время идет, а контроль не ослабевает, то это уже тревожный признак. Либо человек не справляется с возложенными функциями, тогда это отдельный вопрос соответствия должности, либо как раз признак отсутствия доверия со стороны коллектива.

Отсутствие поддержки

Другой пример отсутствия доверия — это когда коллеги не поддерживают ваши решения и начинания. Конечно, разговор идет не о разнообразных внерабочих и даже рабочих инициативах, которые так любят некоторые люди. В каждом коллективе встречаются «живчики», которые стремятся регулярно устраивать «движ».

Речь идет о рядовых рабочих ситуациях, когда практическое каждое решение работника не принимается к рассмотрению или даже открыто бойкотируется, ссылаясь на массу причин.

Исключение из диалога

Не менее тяжело переносятся ситуации, когда к сотруднику не обращаются за советом или с просьбой. В напряженный рабочий период или во время стресса люди склонны решать задачи единолично, чтобы не злиться или раздражаться из-за того, что окружающие «все делают не так» и «не умеют читать мысли». Однако в средней обстановке рабочие коммуникации советы и просьбы — естественное явление. Тем тревожней, если к вам не обращаются, даже по малому поводу.

Некоторые же ситуации показывают даже полное исключение из общения. Например, специализированные чаты или совещания, на которых приглашают только «своих». Заметим, что это проблема и для коллектива в целом. Ведь не имея полной информации об собственных областях и клиентах, с которыми работаете, получаете падение профессиональной эффективности. В итоге страдает организация целиком.

Недостаток полномочий

В пределах собственной должности сотрудник, как упоминали, — центр действий. Ограничения накладываются только со стороны непосредственного руководителя. Однако если полномочия, даже в пределах должности, урезаны, требуется дополнительные согласования по 90% решений, даже, например, электронная почта отсылается только с учетом добавления в копию иного коллеги, то о доверии речи не идет.

Да и психологически тяжело работать, если ощущаете, что каждое действие оценивается и шаг перепроверяется по несколько раз. В здоровом коллективе контроль идет на уровне выполнения крупных задач, а не конкретных действий.

Некомфортное общение

Если коллеге не доверяют, то регулярно это выражается не только в рабочем, но и личном общении. Такие сотрудники регулярно слышат в свой адрес негативные комментарии, становятся центром розыгрышей и подколов. Работать в таких условиях крайне затруднительно.

Конкретные действия

Если видите, что коллектив не принимает, то следует начинать действовать, ведь без нормальных взаимоотношений работа станет каторгой.

Спокойствие и только спокойствие

Карлсон прав в том, что человеку спокойствие необходимо. Оставаясь хладнокровным и спокойным в каждой ситуации, люди способны быстрее принимать верные решения. Кроме того, это демонстрирует профессиональные качества и стрессоустойчивость, что оценит руководство. Конечно, не в случае, если недоверие идет от руководителя, но как вести себя в таких ситуациях писали в этой статье.

Найти союзников

Лучших способ заявить о себе — это не противостоять коллективу, а найти хотя бы одного-двух единомышленников, наладить с ними контакт. В итоге получаем некую ячейку, с которой остальные уже будут считаться. Если это не поможет на глобальном уровне, то, по крайней мере, в коллективе появятся люди, которые будут эмоциональной отдушиной. Для плодотворной работы на психологическом уровне это необходимо.

Диалог

Общение — способ прояснить ситуацию. Если чувствуете эмоциональное и профессиональное давление, то следует открыто поговорить с руководителем и коллегами. Прояснив причины недовольства, разрешается около половины негативных ситуаций.

Конструктивный диалог позволит сторонам взглянуть на ситуацию под другим углом и хотя бы попытаться исправить положение или достигнуть комфортной договоренности.

Смена компании

Это уже радикальный подход, однако не каждую ситуацию удается решить мирно. Заметим, что поиск нового места — задача сложная, особенно если в наличии опасения не получить рекомендаций или того хуже, что мстительные коллеги найдут способ оповестить о «плохом человеке» и на новом месте.

Однако если иного варианта нет, а условия становятся невыносимыми, то лучше вовремя уйти, чем продолжать тратить время и нервные клетки. В этом случае выход: сосредоточиться на новом.

Заключение

Здоровые отношения в коллективе строятся на доверии. Наличие постоянного и непрекращающегося контроля и придирок влияет на общие рабочие показатели. Если в коллективе появляется человек, которого вынуждены тащить за собой, по несколько раз проверять работу и отслеживать каждый шаг, то это не только проблема человека, но и всей организации.

Конечно, возникают ситуации, когда человек не вписывается в коллектив по рабочим или личным параметрам, но это не повод не доверять каждому, не развивать в каждом лучшее. Прогрессивные руководители и организации выявляют в каждом сотруднике сильные стороны и берут их на вооружение для развития общего дела.

С недоверием не мирятся, его искореняют для построения коллектива, способного справится с каждой задачей, даже в сложные экономические и политические времена.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем