Многозадачность: миф или реальность?

По распространенным высказываниям Юлий Цезарь делал ряд дел одновременно. Пример великого политического деятеля и полководца вдохновляет многих. Каждый человек считает, что точно способен сразу заниматься делами единовременно: работать, слушать аудиокнигу, общаться в социальной сети и проч. Одновременно — без ущерба в каждом деле.

Практика показывает, что это заблуждение. Исследование многозадачности, проведенное Дж. Уотсоном и Д. Страйером показало, что склонность к этому явлению наблюдается у 2,5% людей. Причем это склонность, а не явное качество функционирования организма. Таким образом, люди неспособны к одновременному исполнению нескольких дел.

Наблюдения показали, что даже «многозадачный» человек в действительности обладает только повышенной способностью к переключению между несколькими задачами. Человеческий мозг не умеет исполнять ряд функций одновременно. Как правило, каждое дело выполняется последовательно, вызывая те или иные процессы обработки информации и реагирования.

Распространенные мифы

«Я способен решать две задачи одновременно»

Регулярно люди апеллируют к тому, что одновременно, например, пишут письмо и общаются с клиентом. Или слушают музыку во время исполнения рабочих функций.

Со стороны кажется, что это явный пример многозадачности. На самом деле мозг человека в таком случае постоянно переключается с выполнения одной задачи на другую. Чем меньше время «перескока», тем незаметней это для человека и окружающих.

Некоторые скажут: «Какая разница, какова физика процесса, если виден позитивный результат?». Разница в наличии.

Отвлекаясь и переключаясь, человек быстрее расходует ресурсы мыслительной деятельности. В итоге хуже сосредотачивается на обеих задачах. Возникает большее количество ошибок, снижается общая и частная результативность. В описанном примере: и в письме ошибок наделаете, и детали разговора упустите.

Кроме того, ученые из Стэнфорда доказали, что «многозадачность» повышает уровень стресса. В мозге накапливаются незавершенные процессы, которые напоминают программы, свернутые в трей на компьютере. Мысль регулярно перемещается туда-сюда, и в итоге вместо отдыха человек постоянно «жует мысленную жвачку».

Пример: желание заглянуть «на минутку» в социальную сеть во время работы или домашнего дела. Не исключено, что удастся минутой и ограничиться, но вспоминать прочитанное за это время или придумывать остроумный ответ будете долго.

Многозадачность = экономия времени

Этот миф развенчан в книге Д. Креншоу «Мифы о многозадачности». Основа — эксперимент.

Людям предложили написать некую фразу, но после каждой буквы ниже писать цифру. Во второй части сначала написать фразу, а после последовательность цифр. Показатели разделения задач для второго варианта дали на порядок лучший результат.

Таким образом, показано, что переключение между задачами только увеличивает суммарное время исполнения.

Реализация многозадачности в жизни

То, что многозадачности в физическом плане для человека нет, не значит, что стоит сбрасывать ее со счетов. Скорее наоборот: изучая это явление и применяя несложные техники, добиваются результативности.

Опишем основные приемы.

Метод ежедневника

Если заняты некоторой рабочей задачей, но возникает иная, то перспективным вариантом становится не концентрация на новой проблеме, а запись главных моментов в ежедневник.

Таким образом, с одной стороны уделяете долю внимания, чтобы не забыть, и потом приступить к исполнению в короткие сроки. С другой стороны: не отвлекаетесь от текущей задачи, а значит, закончите быстрее, чем опять же ускорите начало нового.

Кроме того, это метод позволяет не перегружать память и не упускать значимые детали.

Группировка по типу

Для повышения эффективности и скорости исполнения задач рекомендуют выполнять схожие действия в одно время. Например, выделяете время на обработку почты или звонки клиентам.

По факту письма и компании разные, клиенты различаются и требуют различающегося подхода. Однако так как задачи по сути однотипные, то мозг быстрее справится с каждой в единицу времени.

Метод «помидора»

Техника придумана итальянцем Ф. Чилинно в конце 1980х — Tecnica del Pomodoro (итал.). Принцип этого метода основан на чередовании периодов повышенной активности и отдыха.

Рабочее время делится на «помидоры» — отрезки времени по 30 минут. Из них 25 — концентрация на исполнении задачи, 5 минут — отдых. Чтобы не отвлекаться рекомендуют поставить таймер или иным способом отмерять время.

Следующие 25 минут посвящают тому же делу, а лучше — иному, если в наличии необходимость одновременного выполнения.

Каждые 2 часа работы требуется дополнительный перерыв в 15 минут и не забываем про часовой обед.

Заметим, что предложенные 25 минут — это время рассчитанное Чилинно. На практике результативность и периоды активности различаются у людей. Одному сложно удерживать концентрацию больше 15–20 минут, а другие спокойно «держатся» 1–1,5 часа. Каждому следует опытным путем выявить оптимальную длительность собственной концентрации, а потом провести эксперимент с «помидорами».

Дробим задачи

В наших статьях неоднократно писали, что человеку для эффективной работы важно видеть результаты собственного труда. Например, в этой статье приведены способы борьбы с прокрастинацией.

Необходимость многозадачности регулярно приводит к подобным результатам. Логично предположить, что полезными будут схожие приемы. В частности: дробление большой задачи на меньшие.

По правилам многозадачности появляется вариант концентрации и переключения на небольших моментах, которые соответственно проще скорей выполнить без падения результативности. При этом получаем моральное удовлетворение от конкретных шагов к исполнению цели, выделяется дофамин. В итоге у человека появляется силы и мотивация продолжать работу в активном режиме.

Заключение

Многозадачность — опасный миф, который работодатель требует от сотрудников. Да и для самого человека опасно загонять себя в ловушку постоянного переключения без концентрации, достаточной для получения приемлемого результата.

Стремитесь выполнить больше, применяя описанные приемы и опираясь на собственные сильные стороны, а не потому что «кто-то сказал, что так нужно». Повышать результативность труда в ущерб физическому состоянию и возможностям мозга — губительно для человека.

Надеемся, что помогли разобраться в этом вопросе и дали пути развития в профессиональной и личной деятельности.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем