Юзабилити для сайтов

Каждый создаваемый или функционирующий интернет-ресурс нуждается в проверке качества работы. Создаете невероятно крутой дизайн, добавляете передовой функционал, но по непонятной причине проигрываете конкурентам. Это происходит потому, что для интернет-ресурса важно соблюдать такое требование, как юзабилити.

Юзабилити — это набор параметров, соблюдая которые, добиваются удобства использования сайта как пользователями, так и при оценке поисковыми ботами.

Требования юзабилити разделяют на:

  • технические;
  • информационные;
  • дополнительные (в зависимости от сферы бизнеса).

Технические особенности для юзабилити

При выпуске интернет-ресурса проводят ряд тестов, чтобы оценить качество работы. В этом же сайт впоследствии будет регулярно нуждаться, так как в процессе эксплуатации и проведении доработок, к сожалению, накапливаются ошибки или проблемы.

Скорость загрузки

Это краеугольный камень для каждого интернет-ресурса. Представьте ситуацию: пользователь заходит на страницу сайта, которая неожиданно долго грузится. Возможно, попробует перезапустить загрузку. Если интерес силен, проверит скорость подключения к сети Интернет. Однако стоит только осознать, что проблема на стороне интернет-ресурса, то покинет сайт и не захочет возвращаться. Теряете клиентов и репутацию. А чем меньше приходит пользователей, тем меньший рейтинг присвоит поисковый бот, и тем реже новые пользователи будут видеть в поиске. Как видите, проблемы начинают нарастать по цепочке как снежный ком.

«Чистый» код

Следите за тем, чтобы в коде интернет-ресурса не накапливались ошибки или ненужные закомментированные области. Это влияет как на скорость загрузки сайта, так и на репутацию у поискового бота.

Проследите, чтобы работники технического отдела регулярно выполняли такую чистку.

Навигация и карта сайта

Ситуация: зайдет пользователь на сайт на посадочную страницу по рекламе, заинтересуется товаром и захочет посмотреть товары или услуги «заодно», но структура страниц запутанна, переходы между разделами неясны и проч. Вряд ли не только будет приобретать дополнительно, но и первоначальную рекламу забудет.

Поэтому озаботьтесь вопросом интуитивно понятной навигации. Для обширных интернет-магазинов не пренебрегайте «хлебными крошками» и дополнительными меню. Добавьте кнопки перехода в родительский раздел.

Кроме того, избегайте страниц-дублей, ведь тоже путают навигацию.

Больший рейтинг получают интернет-ресурсы с картой сайта. Это инструмент, который облегчает перемещение, помогает визуально оценить разделы и, как следствие, облегчить поиск нужного товара или услуги. А если возникла ситуация, что клиент попал на страницу с ошибкой 404, то карта позволит быстро найти подходящее по смыслу.

С технической точки зрения при наличии карты сайта веб-программисту проще увидеть и отследить наличие ненужных копий страниц или проблемы в навигации.

Адаптированная версия

Около 40% пользователей просматривают интернет-ресурсы с мобильных устройств. Поэтому когда заходят на сайт, а для него нет адаптированной мобильной версии, то из-за неудобств покидают ресурс.

Чтобы это предотвратить, продвинутый бизнес должен изначально предусмотреть такой вариант. Даже при сильно ограниченном бюджете сделайте минималистичную мобильную версию, которая будет удерживать клиентов.

Формы связи

Отсутствие средств прямой связи с компанией через интернет-ресурс рассматривается как моветон. Заказчики понимают, что без должной организации обратной связи с клиентами прогрессивный бизнес невозможен. Регулярно возникают вопросы по товарам, проблемы с совершением заказов и проч. Отсекая вариант быстро узнать об этом от клиентов — теряете деньги в конечном счете.

Кроме того, так собираете статистику, на основании которой можно впоследствии улучшить контент на сайте, добавить необходимые разделы информации и проч.

Добавляйте формы отправки сообщений через email, современные плагины «Заказать звонок», «Онлайн-чат» и проч. в зависимости от специфики работы. Однако проследите, чтобы правильно и корректно настроили функционирование, как со стороны сайта, так и сотрудников. Например, при добавлении формы «Онлайн-чат» ожидание ответа более 2 минут вызовет отток до 10% клиентов.

Информационные особенности для юзабилити

Не только техническая сторона интернет-ресурса нуждается в мониторинге. Не менее важно, что и как размещено на страницах. Уделим внимание главному.

Единообразие

Когда интернет-ресурс только разрабатывается, соблюдать единый стиль не так сложно. Профессиональный дизайнер стремится разработать сайт в едином стиле и виде. Однако нередко заказчики просят выделить те или иные страницы отдельно, создать шаблоны иного вида и проч. На этом этапе нужно четко объяснить заказчику, что визуальная разница в шаблонах усложняет для пользователей работу на интернет-ресурсе, а клиентов, склонных к перфекционизму, это сразу оттолкнет.

Разница во внешнем виде предусмотрена только для главной страницы. Здесь внимание уделяется баннерам, слайдерам, функциональным блокам для упрощения навигации. Поэтому ограничение для единообразия главную страницу затрагивает в меньшей степени. Но для остальных страниц это важно, так как «тянет» за собой сложности в перемещении по сайту и восприятии информации.

Дизайн и оформление

Что касается оформления сайта, то еще на этапе проектирования профессиональный дизайнер, исходя из требований юзабилити, учитывает, что расположение информационных блоков и элементов должно быть «приятно глазу». Встречаются интернет-ресурсы, при просматривании которых возникают только головная боль и желание побыстрее закрыть. Вот это как раз пример того, что не было уделено внимания общему внешнему виду страниц.

Блоки контента размещают таким образом, чтобы при плавном просматривании страницы отступы, заголовки и изображения смотрелись уместно, а взгляд цеплялся за значимые для целей бизнеса фразы и предложения.

Избегайте излишней сложности

Информацию, размещаемую на сайте, подавайте в понятном виде, лаконичной, но емкой. Если тексты пестрят перекрестными ссылками, излишними выделениями фраз или слов и проч., то теряете клиентов, которые не захотят в этом разбираться. Посетитель заходит на интернет-ресурс, чтобы получить информацию, изучить свойства товара или услуги, сделать заказ. Усложняя страницы и тексты, мешаете, а не помогаете.

Другая крайность — отсутствие ясных разделений и стилей в текстах. Отсутствие деления на абзацы, заголовков и подзаголовков, иллюстрирующих картинок на информационных страницах также ухудшает впечатление о сайте.

Качество текстов

Отдельное внимание уделяют текстовой информации, размещаемой на страницах сайта. Следите за отсутствием орфографических и пунктуационных ошибок. Грамотность — это лишнее подтверждение серьезного отношения к интернет-ресурсу. Сайт — это «лицо» компании, а грамматические ошибки — явные изъяны.

Кроме того, избегайте использования жаргонизмов или пошлостей. Первые допустимы только для узкоспециализированных интернет-ресурсов. А вторые по статистике отрицательно воспринимаются 80% клиентов.

Качество визуального контента

На сайте требуется предусмотреть не только единый стиль. Фотографии, картинки, графики и проч. размещайте в высоком расширении и без дефектов. Для интернет-магазинов в карточках товаров добавляйте режим «Лупа», который благосклонно принимают клиенты.

Некоторые сайты, стремясь избежать кражи изображений, покрывают картинки таким количеством водяных знаков, что сложно даже рассмотреть. Это крайность. Если важно предотвратить «слив» фотографий, то профессиональный дизайнер и программист помогут найти выход, как сделать это без ущерба для внешнего вида сайта, и чтобы не вызвать отток клиентов.

Информация по контактам

Для интернет-ресурсов контактная информация — ключевой параметр. Поэтому размещайте главное (один-два телефона, email, физический адрес при необходимости) на каждой странице сайта.

Заметим, что иногда заказчики просят разместить телефон в виде картинки в шапке сайта. Это губительная для продвижения идея. Поисковый бот сразу понизит рейтинг интернет-ресурса в поисковой выдаче.

Дополнительные элементы для юзабилити

В зависимости от сферы бизнеса сайта находятся те или иные дополнения, которые помогут улучшить юзабилити интернет-ресурса.

Карточки товаров

Владелец интернет-магазина должен серьезно подойти к созданию внешнего вида непосредственно карточек товаров. Единый стиль следует делать на основании принятых для заданной сферы тенденций. Ведь в попытке создать принципиально отличное от конкурентов, рискуете быть непонятым клиентами. Не каждый захочет разбираться вместо того, чтобы совершить покупку в интуитивно понятном магазине.

Фильтры

Интернет-магазины с большим количеством товаров и организации по продаже недвижимости повышают успешность в совершении заказов, организовав на сайте фильтр или поиск. Да, создание функционального фильтра процедура не рядовая и потому не дешевая, но это вложение окупается быстро. Ведь чем легче клиенту найти нужный товар по значительному набору параметров, тем больше вероятность заказа и соответственно — выше прибыль.

3D-обзор

Выгодно выделяют среди конкурентов интернет-ресурсы, на которых реализован функционал 3D-обзора. Например, для просмотра товара, обзора интерьера и проч.

Рассылки и новости

Покажите клиентам, что интернет-ресурс регулярно обновляется и работает. Выход: публикация новостей хотя бы раз в неделю. Ведь неработающие организации вряд ли будут это делать. Размещайте анонсы акций, специальные предложения, сообщайте о поступлениях товаров или делитесь интересной информацией. Это поднимет рейтинг у поисковых ботов и репутацию среди клиентов.

Организуйте рассылки. Однако не следует это делать слишком навязчиво, чтобы не вызвать обратной реакции.

Резюме

Создать красивый и функциональный интернет-ресурс недостаточно, чтобы сделать конкурентоспособным. Обратите внимание на приведенные советы, следовать которым не сложно, а результат увидите сразу.

Интернет-агентство U-sl+Мирмекс разрабатывает сайты по умолчанию с учетом текущих требований юзабилити. А для уже реализованных решений готовы провести аудит и помочь улучшить то, что имеете.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем