Творчество невозможно без вдохновения и «азарта». Это в каждом случае поиск новой формы, полет мысли, нестандартный подход, даже при выполнении рутинных действий. Творческие профессии продвигают как конкретный бизнес, так и развитие общества в целом. При этом не ограничивайте творчество лишь привычными художниками и музыкантами. Масса профессий современного мира содержит творческую составляющую.
В IT-области логичным кажется считать творческой личностью веб-дизайнера. Но ведь копирайтеру требуется не меньше нестандартности, да и маркетолог, имея знания и опыт, в каждом случае ищет новый способ для получения продуктивного результата.
Посмотрев на текущую ситуацию, заметим, что люди подобных профессий в настоящее время испытывают массу трудностей и давления. Ведь речь как о том, что творчество нуждается во вдохновении и подпитке положительными эмоциями, так и в том, что нейросетевые технологии стали позиционироваться, как замена человека. Привлекательным кажется приобрести версию продукта единожды (или вообще подобрать бесплатный вариант), который и требуемый контент напишет, и картинку нарисует, да и стратегию рассчитает. Вот и добавляется давление к привычному выгоранию еще и внешнее.
В этой статье писали о том, как негативно нейросетевые технологии влияют на бизнес, особенно в неумелых руках. Сейчас же разберем, что делать представителю творческой профессии, чтобы не пасовать перед нейросетями, не терять вдохновения и позитивного настроя. Ведь «машина» заменит человека еще не скоро, а продолжать работу требуется уже сейчас.
Даже если представитель творческой профессии абстрагируется от внешнего негативного давления, то сам для себя становится не меньшим «надзирателем». Дело в том, что само понятие творчества не в рамках хобби и получения удовольствия в процессе без материальной отдачи уже подразумевает главный проблемный этап — исключение негативных решений.
Пример: задача копирайтеру — написать статью под заданную маркетологом тему. Порядок действий:
Маркетолог аналогично выстраивает стратегию и рекламные кампании на каждом этапе, отсекая кажущиеся неудачными или просто неподходящими решения, которые позитивны в иных ситуациях. Итоговый негатив в том, если получаемая отдача меньше ожидаемой.
Сам этап выбора подходящего или нет решения стрессовый, но обязательный для творческой личности, также как и неудовлетворенность результатом на 100%.
В ряде ситуаций помогает сторонняя оценка со стороны авторитета или иного человека. Нет полной удовлетворенности творческим результатом, однако в наличии вариант, что «со стороны виднее» и заявленные цели достигнуты в достаточной мере. Перегружаться не следует.
Понимая негативные моменты, приходим к тому, что главными для поддержания себя в творчестве становятся позитивный настрой и желание творить, даже при необходимости корректировки результата. Добиться этого получается соблюдением «гигиены творчества», т. е. выработки привычек к манипуляциям, сохраняющим позитивное отношение к деятельности.
Творчество и полноценный сон — союзники. В период «творческого зуда», «одержимости идеей» человек творит, забывая «есть и спать». Однако в рабочем режиме это в прямом смысле убивает. Это путь к спорому выгоранию. Нейросеть в отдыхе не нуждается, поэтому побеждает в тот момент, когда человек «загнал себя».
Мозгу требуется отдых для генерации идей и структуризации полученных знаний и опыта. Сколько примеров в истории, когда человек, бьющийся над проблемой долгое время, «находит» решение во сне. Вот и режим доступности 24/7 приводит к физическому и эмоциональному выгоранию. Это уже потеря не только работы, но и здоровья.
«Смена деятельности» не менее полезна и продуктивна для организма, чем высыпаемость. Эволюционно человек жил в движении, которое помогало «гонять кровь», лимфу, «перезагружать» мозг. Поэтому продуктивной привычкой творческого человека становится регулярная физическая активность.
Зарядка, ходьба, плавание, фитнес, походы и проч. — выбирайте, что по душе, главное: регулярно посвящайте этому время. Спасибо скажет не только тело, но и мозг, начав генерировать новое.
Творческий подход характеризуется генерацией массы идеи и наметок на решений, которые регулярно отсекаются в поиске продуктивного на текущий момент. Однако свойство творческого мозга — это своеобразная одержимость единственной идеей и отсечение энергии на проработку иных. На деле это негативный подход.
Если даже идея кажется подходящей, не факт, что так на самом деле, или что-то из «выброшенного» не менее стоящее или подходящее, хотя бы и в иной ситуации или на основании правок, которые захочет внести заказчик. При этом помнить каждую идею и наработку невозможно. Поэтому на этапе «мозгового штурма» и в процессе работы сохраняйте в письменном виде возникающие мысли. Это способ расширить вариативность последующих действий и избежать дополнительного стресса и выгорания, если исходная идея не сработает.
В предыдущем пункте писали про «одержимость идеей». Это в работе непродуктивно, ведь концентрирует внимание, но отсекает варианты посмотреть со стороны, выявить проблемные моменты и недостатки. Поэтому психологи рекомендуют после «мозгового штурма» не сразу браться за реализацию, а взять краткую передышку.
Если идеи записаны, то нет опасности потерять или упустить. Наоборот: отвлекаясь, взглянете на них иначе, выявив иные сильные и слабые стороны. В итоге хоть и в наличии условная потеря времени, но на порядок повышающая качество результата.
Точно также и работая или даже почти завершая проект, «остановитесь» и отложите на некоторое время. Этим избавляете себя от «замыливания глаз» и пропуска ошибок в результате.
Для того чтобы избегать застоев по времени, если соблюдаете привычку, указанную в предыдущем пункте, а также для усиления внимания, психологи рекомендуют вести творческую работу параллельно по ряду направлений, кардинально отличающихся друг от друга. В этом случае добиваетесь того, что каждый раз, возвращаясь к делу, смотрите на него «со стороны», выявляя недочеты и моменты, нуждающиеся в доработке.
Работа над схожими проектами регулярно приводит к тому, что мозг не отдыхают, а творческая деятельность «сливается». В итоге получаете не ряд полноценных проектов, а копии.
Каждое решение проходит длительный путь до реализации. Если на начальных этапах допущены ошибки или в процессе произошли отклонения, то ощутима вероятность получить неподходящий итог. Увлекающая творческая натура, регулярно действуя по вдохновению, «теряет фокус».
Чтобы избежать подобных проявлений, выработайте привычку на начальных этапах создавать эскиз или прототип итогового продукта. Для копирайтера этим станет план и тезисы статьи, для веб-дизайнера — наброски картинок или веб-страниц, маркетолог составляет тезисный план и проч. В итоге даже при текущем отклонении в наличии шанс посмотреть на предполагаемый результат и подправить получающееся.
Только прототипов недостаточно для полноценного попадания результат. Направляющими становятся уже готовые решения, подходящие по тем или иным параметрам. Подбирайте изображения, подходящие по стилю или цветовой гамме, сохраняйте образные выражения и цитаты и проч. Это становится не только подкреплением для вдохновения, но и способом договориться с заказчиком на вспомогательных примерах.
Если заметили, что реализация привела получаемый продукт не к желаемому результату, логично, «выбросить» получающееся и начать заново или с «контрольной точки». Для того чтобы подобный процесс проявился на ранних этапах выполняют «мозговой штурм», дают идеям «настояться», показывают в фокус-группах и проч. На начальных этапах это не проблема.
Негативно, если подобное проявляется уже на заключительном этапе. Ведь столько сил вложили, а продукт не удался. В этом случае возникает соблазн «подкрутить» результат и сделать вид, что это то, что и требуется заказчику. К сожалению, даже если смогли в этом убедить стороннего человека, то «червячок сомнения» и профессиональная гордость покоя не дадут.
Поэтому без сожаления отказывайтесь на каждом этапе. Регулярно начать заново, учитывая ошибки, на порядок продуктивней и для результата, и самоощущения, чем попытки исправить и в итоге потерять время и опять же начать с нуля.
Основа творчества — развитие. В наличии логичное желание пользоваться уже устоявшимися навыками и наработанным продуктивным опытом, но в творческой профессии это путь не к стабильности, а деградации и выгоранию. Ведь если художник идеально рисует кувшины, это не значит, что с радостью будет изображать их до конца своих дней и на всех полотнах.
Наоборот: регулярно «выходите из зоны комфорта», осваивайте и применяйте новые техники, внедряйте новые приемы, совмещайте принципы уже имеющегося опыта. Это выдает решения, которые способны как получить конкурентоспособный продукт, так и ощутимо повысить профессиональный уровень и уменьшить выгорание.
Ничто так не бьет по творческому самолюбию как критика и высказывание конкретных недочетов. Каждый человек имеет собственное мнение и видение результата, поэтому не удивляйтесь подобному.
Главное: не принимайте критику, особенно неконструктивную, на свой счет. Ориентируйтесь в первую очередь на цели, прототипы и референсы. Это объективные критерии продуктивности результата.
Творчеству в повседневной работе тяжело. Вдохновение, озарение, идеи — это работает, но рабочий процесс так или иначе превращается в рутину и обыденность, давит среда. В итоге стресс и выгорание.
Для избегания подобных негативных проявлений следуйте указанным правилам и выработайте соответствующие привычки. Это основа «гигиены труда» в творчестве. Поддерживайте здоровым тело, переключайте внимание, нарабатывайте опыт и собственное видение, тогда творчество станет радостью и продуктивность результатов повысится.