Правило трех вопросов

Формирование здорового сплоченного коллектива на работе, крепкой семьи, взаимоотношений с друзьями — это основополагающие элементы жизни успешного человека. Для выстраивания карьеры, необходимо проявлять усидчивость, трудолюбие, внимательность и еще ряд черт. Но хватает ли этого или есть упущение — вопрос.

Не будем нагнетать интригу, а сразу ответим: нет. Помимо рабочих характеристик человеку требуется и общительность. Без взаимодействия с коллегами, начальником, родными не выстроить цельной личности. Людей, которые способны развиваться без пересечения с обществом, единицы.

Необходимость общения

Осталось понять, как наладить общение, ведь коммуникативность — это черта далеко не каждого человека. Если смотреть применительно к IT-сфере, то здесь больше интровертов, которым разговоры даются тяжело.

При этом, невзирая на склад характера, человеку требуется регулярно делиться мыслями, эмоциями, переживаниями. Это справедливо как для «живого» общения, так и посредством социальных сетей. Исследования показали, что это влияет на функционирование мозга. При разговоре или переписке в мозге активизируется процессы в тех областях, которые связаны с эмоциями удовлетворения и вознаграждения. Происходит даже рост уровня эндорфинов и дофаминов.

Таким образом, человек, имея возможность «говорить» и быть услышанным, становится счастливей. При этом физический или виртуальный собеседник воспринимается с благодарностью.

В Калифорнийском университете Санта-Барбары провели исследование, по результатам которого сделан вывод: 40% повседневного общения человек делится личными эмоциями и переживаниями, субъективным опытом. Людям важно, чтобы не только увидели некие результаты работы, но и поинтересовались, поняли причины. Это укрепляет мироощущение.

Из этого вытекает следующее: если требуется наладить взаимоотношения с человеком, то нужно проявить к нему интерес. Причем искренний, ведь фальшь считывается подсознательно.

Давайте разбираться, как это сделать.

Проявляем заинтересованность

Вопрос налаживания взаимоотношений изучали ученые из Гарвардского университета. Получили результат: чтобы заслужить репутацию внимательного и отзывчивого собеседника, человеку требуется задать вопрос, внимательно выслушать ответ и задать еще два уточняющих вопроса. Все, репутация обеспечена!

Получается, что каждый хочет выговориться, и предоставляем такой вариант. Получаем благодарность в ответ.

Однако не следует жестко следовать регламенту и воспринимать до точки. Вопрос можно завуалировать. Например, спрашиваете у коллеги: «Не прислал ли заказчик материалы?». А в ответ слышите слегка расстроенное: «Нет, что-то ничего нет». В этой ситуации уместно, продолжая диалог, поинтересоваться «Что-то не так?». Или попытаться подстроиться и в утвердительной форме посетовать на несознательность заказчика. Это достойная попытка поддержать разговор и вывести собеседника на диалог или монолог. Этим показываете человечность и улучшаете мнение окружающих.

Разбираем ситуации

Существует ряд «схем» трех вопросов. Например:

  1. Вопрос типа «Чем сейчас занят?»
  2. «С какими трудностями сталкиваешься?» или сетуешь на проблемы.
  3. «Результативны предпринимаемые действия?»

Не забывайте между вопросами внимательно следить за ответами.

Неблагоприятным фактором для выстраивания взаимоотношений становится наоборот неуемное желание говорить только о себе. Каждый сталкивался с ситуацией, когда человек задает банальный вопрос: «Как дела». Получает ответ: «Нормально» и сразу начинает длинный рассказ о жизни и проблемах, невзирая на желание собеседника. В этом случае репутация такого «собеседника» безнадежно рухнет вниз. Ведь тратят рабочее время, лишают времени отдыха и проч. Если это разговор с вышестоящим по должности сотрудником, то даже прерывать опасно. Человек не замечает проблему со своей стороны и затаит обиду.

Меньше эта проблема затрагивает ситуации виртуального общения. Текст можно не читать, лишь выдавая заинтересованные восклицания, но тут о выстраивании взаимоотношений речи так же не идет.

Метод трех вопросов с успехом применяют и в диалоге с клиентами, например, сотрудник, который отвечает за обратную связь. Личного общения и вопросов тут быть не может, да и время на разговор посредством связи ограничено. Однако умение выслушать и задать в нужных местах два-три уточняющих вопроса, причем не обезличенных по алгоритму, а «живых», ценится. Это помогает повысить доверие к компании, что станет плюсиком для решения, например, сделать заказ.

Резюме

Общение людей — фактор для развития личности. Это способ развиваться интеллектуально и физически. Построить карьеру без выстраивания взаимоотношений на работе с коллегами и начальством невозможно. Поэтому успешный человек овладевает техникой трех вопросов.

Благодаря этому создают как крепкие дружеские, так и рабочие отношения. Ведь коллеги и руководство тоже люди, и умение корректно общаться выгодно выделит среди других.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем