Формирование здорового сплоченного коллектива на работе, крепкой семьи, взаимоотношений с друзьями — это основополагающие элементы жизни успешного человека. Для выстраивания карьеры, необходимо проявлять усидчивость, трудолюбие, внимательность и еще ряд черт. Но хватает ли этого или есть упущение — вопрос.
Не будем нагнетать интригу, а сразу ответим: нет. Помимо рабочих характеристик человеку требуется и общительность. Без взаимодействия с коллегами, начальником, родными не выстроить цельной личности. Людей, которые способны развиваться без пересечения с обществом, единицы.
Осталось понять, как наладить общение, ведь коммуникативность — это черта далеко не каждого человека. Если смотреть применительно к IT-сфере, то здесь больше интровертов, которым разговоры даются тяжело.
При этом, невзирая на склад характера, человеку требуется регулярно делиться мыслями, эмоциями, переживаниями. Это справедливо как для «живого» общения, так и посредством социальных сетей. Исследования показали, что это влияет на функционирование мозга. При разговоре или переписке в мозге активизируется процессы в тех областях, которые связаны с эмоциями удовлетворения и вознаграждения. Происходит даже рост уровня эндорфинов и дофаминов.
Таким образом, человек, имея возможность «говорить» и быть услышанным, становится счастливей. При этом физический или виртуальный собеседник воспринимается с благодарностью.
В Калифорнийском университете Санта-Барбары провели исследование, по результатам которого сделан вывод: 40% повседневного общения человек делится личными эмоциями и переживаниями, субъективным опытом. Людям важно, чтобы не только увидели некие результаты работы, но и поинтересовались, поняли причины. Это укрепляет мироощущение.
Из этого вытекает следующее: если требуется наладить взаимоотношения с человеком, то нужно проявить к нему интерес. Причем искренний, ведь фальшь считывается подсознательно.
Давайте разбираться, как это сделать.
Вопрос налаживания взаимоотношений изучали ученые из Гарвардского университета. Получили результат: чтобы заслужить репутацию внимательного и отзывчивого собеседника, человеку требуется задать вопрос, внимательно выслушать ответ и задать еще два уточняющих вопроса. Все, репутация обеспечена!
Получается, что каждый хочет выговориться, и предоставляем такой вариант. Получаем благодарность в ответ.
Однако не следует жестко следовать регламенту и воспринимать до точки. Вопрос можно завуалировать. Например, спрашиваете у коллеги: «Не прислал ли заказчик материалы?». А в ответ слышите слегка расстроенное: «Нет, что-то ничего нет». В этой ситуации уместно, продолжая диалог, поинтересоваться «Что-то не так?». Или попытаться подстроиться и в утвердительной форме посетовать на несознательность заказчика. Это достойная попытка поддержать разговор и вывести собеседника на диалог или монолог. Этим показываете человечность и улучшаете мнение окружающих.
Существует ряд «схем» трех вопросов. Например:
Не забывайте между вопросами внимательно следить за ответами.
Неблагоприятным фактором для выстраивания взаимоотношений становится наоборот неуемное желание говорить только о себе. Каждый сталкивался с ситуацией, когда человек задает банальный вопрос: «Как дела». Получает ответ: «Нормально» и сразу начинает длинный рассказ о жизни и проблемах, невзирая на желание собеседника. В этом случае репутация такого «собеседника» безнадежно рухнет вниз. Ведь тратят рабочее время, лишают времени отдыха и проч. Если это разговор с вышестоящим по должности сотрудником, то даже прерывать опасно. Человек не замечает проблему со своей стороны и затаит обиду.
Меньше эта проблема затрагивает ситуации виртуального общения. Текст можно не читать, лишь выдавая заинтересованные восклицания, но тут о выстраивании взаимоотношений речи так же не идет.
Метод трех вопросов с успехом применяют и в диалоге с клиентами, например, сотрудник, который отвечает за обратную связь. Личного общения и вопросов тут быть не может, да и время на разговор посредством связи ограничено. Однако умение выслушать и задать в нужных местах два-три уточняющих вопроса, причем не обезличенных по алгоритму, а «живых», ценится. Это помогает повысить доверие к компании, что станет плюсиком для решения, например, сделать заказ.
Общение людей — фактор для развития личности. Это способ развиваться интеллектуально и физически. Построить карьеру без выстраивания взаимоотношений на работе с коллегами и начальством невозможно. Поэтому успешный человек овладевает техникой трех вопросов.
Благодаря этому создают как крепкие дружеские, так и рабочие отношения. Ведь коллеги и руководство тоже люди, и умение корректно общаться выгодно выделит среди других.