Застой в интернет-сознании

В России живет масса людей, которые любят порассуждать на тему, как раньше прекрасно жилось, а как отвратительно стало. Сколько было позитивного и радостного, а теперь темнота и мракобесие. Хотя кажется, что жить стало лучше, но возгласы недовольных слышны с завидной регулярностью.

Интернет в наши дни распространяется повсеместно: в городах — чуть ли не в «каждом утюге», но далее не каждый его понимает и принимает. В подтверждение написанного приведем результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которое касалось отношения к сети Интернет.

Из негативного:

  • 32% опрошенных считают, что Интернет вредит обществу и несет угрозу семейным ценностям;
  • 57% полагают, что из-за отсутствия контроля в наличии масса недостоверной информации;
  • 27% верят, что Интернет — угроза демографическому положению в стране;
  • 46% уверены, что Интернет приводит к росту числа самоубийств и проч.

Из позитивного настроя:

  • 34% считают, что сеть Интернет — это инструмент для получения правдивой информации;
  • 54% опрошенных верят, что Интернет объединяет и развивает общество.

По информации ВЦИОМ позитив демонстрировали люди с высшим и неполным высшим образованием.

Из цифр видно, что отношение к Интернету складывается не только в привычных рамках конфликта поколений. Дело еще и в образовательном и психологическом расслоении общества. Причем сложности взаимодействия с Сетью возникают в равной степени и у старшего, и у младшего поколения. Разница в том, что пожилые не умеют взаимодействовать, а юные не анализируют качество контента.

Несоответствие представления и реальности

На этом фоне занятно выглядит отношение к Интернет-торговле. Получается, что Интернет — это зло непонятное, но в то же время ощутимое количество людей, возрастающее с каждым днем, переносит финансовую сферу в Сеть. Еще 5 лет назад заказ и покупка продуктов через Интернет пугала многих, казалась странным и негативным явлением. Сейчас же это рядовая процедура для многих.

В этом случае наблюдается еще один феномен: незнание, что же такое сеть Интернет в принципе. Например, если спросить у подростка «Что такое Viber?», то мгновенным ответом станет: мессенджер, программа коммуникации и проч. О связи с Интернетом даже не думают, если вообще знают. А ведь этой такой же вариант передачи информации, как изучение ленты социальных сетей, чтение новостных каналов, поиск сайтов и товаров для покупки. Да даже социальные сети считают не Интернетом, а чем-то отдельностоящим.

Забавное явление: при негативном отношении «бабушек» к Интернету, спокойно воспринимают пластиковые карточки, электронные карты в поликлиниках и проч. Ведь так комфортно получить деньги, не отстаивая очереди в банках, или не носить с собой бумажную медкарту, при этом врач видит полную информацию на доступном компьютере.

Проблемы закостенелости Интернет-сознания

Люди уже привыкли, что большинство процессов в нашей стране отстает от мира на годы и даже десятилетия. И отношение к сети Интернет не стало исключением. Причем неприятие технологических новшеств связи и распространения информации причудливым образом сливается с параноидальными настроениями, что это козни «западного мира по захвату России». Так, кстати, считают около 50% опрошенных по информации ВЦИОМ.

Объяснить это явлением иначе, чем привычкой сознания, сложно. Ведь в нашей стране Интернет-технологии в некоторых сферах даже опережают окружающий мир. Скорость распространения широкополосного и мобильного Интернета в России выше, чем в ряде европейских стран, расширяется использование сети Интернет в финансовой и банковской сферах, развиваются IT-компании и e-commerce. Это при поразительном уровне осознания происходящего.

Низкий уровень осознанности, к сожалению, приводит к негативным последствиям для сферы интернет-бизнеса. А ведь, несмотря на настороженность, в настоящее время коммерция через Интернет процветает. Появляются и растут компании по продажам всевозможных товаров, люди торгуют и как частные лица, заказывают товары из-за рубежа. Так по информации за начало 2021 года AliExpress выполнил 90 миллионов российских заказов. А об обороте внутри страны для агрегаторов Ozon и Wildberries ходят легенды. Рост больше 100% в год.

При этом по статистике опрошенных 94% людей, делавших заказы через Интернет, не собираются отказываться от этого.

Из изложеного следует логичный вывод: чтобы примирить каждого русского человека с необходимостью взаимодействовать с Сетью, не демонизируя ее, действовать придется тонко, через комфорт и удобство. К сожалению, обман и мошенничество были и будут, даже наоборот виртуально только возрастут. Ведь обманывать заочно, без личного контакта становится проще: Интернет расширяет охват людей, а там нет-нет, да и попадаются при минимальных затратах. Однако комфорт для большинства все равно выше. Если бизнес через Сеть будет делать упор именно на это, при этом параллельно просвещая и показывая, какие достоинства и новшества дарит Интернет каждый день, то безболезненный перелом в сознании произойдет.

Заключение

Оглядываясь назад, видим, что большинство неприятий «заграничных новинок» постепенно сходят на нет, когда перевешивает удобство. И вот уже человек и не понимает, как без той или иной вещи обходился, отношение меняется, «заморское чудо» становится своим и родным. Однажды Интернет для каждого перейдет из разряда «вредное зло» в полезного помощника. Каждый — от мала до велика — научится с легкостью взаимодействовать с Сетью, не пасовать перед мошенниками, отличать достоверную информацию от мифов и в конце концов наработает умение обращаться с персональными данными, цифровыми деньгами и иными нематериальными вещами.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем