Говорим понятным языком: сленг в профессиональной коммуникации

Основа современного бизнеса — продуктивное взаимодействие между сотрудниками и руководящим составом компании. Это взаимодействие приводит к эффективному созданию продукта, который приобретают клиенты, тем самым давая бизнесу развитие. Каждое дело, выполняемое в одиночку, в масштабе провалится. Нет, можете производить товар типа handmade, но увеличение объемов невозможно в силу ограничений физического фактора.

Каждая компания начиналась с малой группы единомышленников и по мере развития наращивала численность и штат. Если изначально 3–4 основателя понимали друг друга с полуслова, то в большой компании это редкость. Регулярно возникают ситуации, когда приходит новый сотрудник и минимум 30% профессиональной речи руководителя не понимает из-за обилия терминов. Или противоположная ситуация: «современный» менеджер после курсов повышения квалификации пытается через слово вворачивать в речь модные слова и выражения, а окружающие не понимают.

Обе ситуации для бизнеса негативны. Общение — способ передать требуемую информацию для выполнения тех или иных операций. Логичный итог: подчиненные не понимают руководителя и не выполняют требования, вызывая негатив и деструктивные последствия для бизнеса. Менеджера, который говорит на «другом языке», не станут слушать, полезные советы, проигнорируют, в силу непонимания.

Профессиональный сленг — часть каждого бизнеса

Наивно полагать, что решение — избегать терминов. Профессиональные слова, обороты, сленг — часть каждой профессии. Цель как раз упростить общение и понимание. Сложные понятия и процессы получают собственные названия, которые быстрее произнести и воспринять при знании.

Пример: «непосредственный руководитель». Люди, вращающиеся в офисной среде сразу понимают, что речь идет о сотруднике, вышестоящим по должности и контролирующем работу. Однако в иных областях — это воспринимается буквально: «непосредственный» — действующий без раздумий, т. е. требуется обратиться к импульсивному человеку из руководящего состава.

Еще один пример: употребление слова «продукт». В бизнес-среде под «продуктом» понимают все, что производит компания — и материальный товар, и нематериальные услуги. Однако в узком понимании «продукт» — это только товар, который в наличии физически. Вот и причина непонимания: сотрудник не подозревает, что руководитель называет продуктом юридическую консультацию.

Как уладить недопонимание

Каждое недопонимание порождает негативные эмоции. Подчиненный промолчит, но затаит обиду, понизит самооценку или «выпадет» из коллектива. Руководитель начинает раздражаться, считая, что вокруг тупицы, которые специально не выполняют заданий, которые уже «по 100 раз объяснял».

Однако взаимодействие возможно только при обоюдном движении друг к другу. Начальник должен четко знать, что слова правильно поняты, а сотрудник — не бояться уточнить неясный момент.

Выстраивание стиля общения начинают непосредственно с начала совместной работы. Пока новый член компании познает тонкости профессионального удела, параллельно подстраивается и лексикон. При этом проявляйте терпимость и не спрашивайте: «Что не ясно? Чего не понимаете?» Корректней звучат фразы: «Есть ли непонятные термины? В чем возникли сложности?»

В ситуации нахождения непонимания руководителю требуется уточнить термины, объяснить и привести конкретные примеры использования слов и выражений. Так новичку будет легче влиться в коллектив и стать полноценной единицей для развития бизнеса.

Сленг в общении вне компании

Взаимодействие с клиентами и партнерами — отдельная тема. Ведь если в пределах компании культура речи вырабатывается постепенно, то ошибки в общении «извне» могут дорого обойтись.

Взаимодействие с партнерами

По статусу партнер равен компании, а это значит, что разговор ведется на равных. Однако плодотворное сотрудничество не говорит о том, что работаете в одной сфере, даже наоборот. Поставщики товаров не обязаны разбираться в тонкостях вашего бизнеса. И если одна сторона на переговорах начинает употреблять термины или жаргонные словечки, то вторая может воспринять это даже как оскорбление. Ведь никому не приятно, когда выглядишь неучем, не понимающим базовых истин. Не каждый озвучит эту проблему, ведь тем самым подчеркнет ее наличие. Так и получается, что недопонимание и недовольство разрастаются, и сотрудничество рушится.

Поэтому каждый партнерский диалог начинают с прояснения терминов. Причем делайте это с позиции «так надо». Ведь даже в базовых понятиях люди расходятся. Например, представьте яблоко. У одного — красное, у другого — зеленое, у третьего — в мелкую крапинку — а это простой предмет. Что уж говорить о понимании понятий и сленга. Тут значения варьируются даже не от сферы к сфере, а от компании к компании. Поэтому грамотно каждые, а особенно новые переговоры начинать с уточнения определений или избегания жаргонизмов в принципе.

Взаимодействие с клиентами

Взаимоотношения с клиентами для компании крайне важны. Партнеры меняются, но без клиентов бизнес не существует.

Представьте ситуацию: у клиента возник вопрос или сомнение перед совершением заказа, а менеджер начинает разъяснять, но употреблять сленговые выражения. Партнер еще уточнит, а клиент не захочет выставлять себя непрогрессивным человеком, ведь «как же можно такого не знать». Около 10% будут делать «умный вид», поддерживать разговор и согласятся на заказ, считая, что так и сами становятся «продвинутыми». Остальные 90% поскорее прекратят общение и откажутся от идеи заказа.

Выход из сложившейся ситуации также прост. И в этом случае начинать надо с прояснения понятий. Причем делать это не с позиции «А вы не знаете?», а с иной — «Политика нашей компании обязывает меня уточнить эти слова». В этом случае оставляете клиенту возможность не демонстрировать неосведомленность и просвещаете, облегчая дальнейшее общение.

При таком подходе в компанию будут обращаться даже чаще, ведь создадите репутацию внимательной и отзывчивой организации, которая заботится о своих клиентах.

Резюме

Общение — основа плодотворного сотрудничества внутри и вне компании. Каждая среда порождает массу узкопрофессиональных жаргонизмов, которые непонятны обывателям. И при выстраивании взаимоотношений лучше не усугублять речевые различия, а начинать с прояснения базовых терминов и определений.

Разъясняйте, приводите больше конкретных примеров, потратьте немного времени сразу, чтобы избежать этого в дальнейшем. Снижая уровень непонимания, достигаете главного — продуктивного сотрудничества, которое будет только на пользу бизнесу.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем