Нейротехнологии настойчиво проникают в каждую сферу жизни. В рекламе увидеть видео на основе информации нейросети уже неудивительно. Но какая еще область рекламы требует ощутимых временных и человеческих затрат, при этом заменяемая роботизированными технологиями — конечно, телефонные звонки.
Спам-звонками сложно удивить. Каждый сталкивается с этим явлением регулярно. Это доступный способ быстрого набора клиентской базы и вариант «холодных» звонков. Разберемся в роботизировании этой темы.
Рассмотрим, какие типы роботов звонят людям.
Доступный вариант использования роботизированных технологий при обзвоне людей — это стандартная машинная речь, записанная в виде набора фраз, которые подгружаются в зависимости от ответов человека.
Клиент в текущей ситуации сразу определяет, что говорит с роботом, потому что записанный текст монотонный, без лишних пауз и спонтанных эмоций. В итоге этот вариант предпочтительно использовать для создания звонков-оповещений. Например, оповещения о назначенном сеансе в косметическом салоне, зачитывание заказа для получения подтверждения, оповещения об акциях или распродажах в компании и проч. Нет смысла имитировать голос живого оператора, ведь цель оповестить клиента и получить подтверждение. Живой оператор подключается в случае возникновения нестандартных ситуаций, которые редки.
Это продвинутый вариант предыдущего случая. В базу голосового помощника загружено большее количество сценариев разговора на ответы человека. Хотя речь все еще машинного характера, но количество задач, которые способны обсудить и решить вырастает на порядок.
Таковые системы подходят для крупных компаний или интернет-магазинов, у клиентов которых регулярно возникает необходимость в получении уточняющих сведений. Маркетологи прорабатывают массу вариантов и сценариев диалогов оператора и клиента и создают масштабную базу данных для голосового помощника, который заменяет оператора в 80% случаев.
Кстати, такой вариант для схемы стандартного обзвона недостаточно подходит, т. к. сложность и стоимость подключения не оправдают отдачу.
Роботизированные звонки также постепенно применяют технологию искусственного интеллекта. Первые пробы начали в 2019 году. Сейчас можно смело утверждать, что технология работает и ощутимо шагнула вперед. Дело не только в ситуациях, когда нейросети имитируют голос известного человека, который якобы рекламирует вашу компанию. Это, кстати, противозаконно, без согласия упомянутой личности.
Текущие интеллектуальные звонки настраивают роботизированную речь таким образом, что даже профессионалы с трудом отличают, говорит ли с ними человек или программа.
Имитация голоса, наличие пауз и междометий, намеренное засорение речи, имитирующее эмоции, — это становится основой убеждения в общении с живым оператором. Это в свою очередь автоматически повышает уровень доверия к организации, если человек вступил в диалог. В итоге: больше клиентов, заказов и прибыли.
Посчитаем: согласно информации статистики один звонок оператора call-центра обходится в 7–8 рублей. Стоимость варьируется в зависимости от региона и иных параметров. Если переводить «живые» звонки в роботизированные, то цена на 1–2 рубля повысится, но при этом секундные разговоры, когда человек бросает сразу трубку, и прочее не тарифицируются. По факту суммарно получаем материальную выгоду.
Роботизированные звонки позволяют охватить на порядок большее количество «холодных» клиентов при аналогичных временных затратах. Это логично, ведь программа способна единовременно вести несколько диалогов, а с ростом количества итоговая отдача растет.
Теперь рассмотрим отношение людей. Конечно, когда звонит робот, который говорит «машинным» голосом это раздражает и вызывает желание прервать связь в 70% случаев. При этом если робот имитирует речь человека, правильно выдерживает паузы и использует разнообразные средства имитации, то процент быстрых отказов снижается почти в 2 раза. Хотя и стоимость использования таких систем выше.
Хотя выгода в сравнении со стандартным «живым» обзвоном в наличии, но роботизированный вариант, тем не менее, характеризуется высокой стоимостью. Учитывая, что применяется не в каждой сфере бизнеса и не в каждой ситуации, то такие траты регулярно становятся бессмысленными по сравнению даже со стандартными оповещениями в виде email-рассылок и проч.
Использование искусственного интеллекта позволяет скрыть факт общения с роботом. Однако если человек заметил, то волна негатива пойдет значительная. Причем нередко выливается не в единичное раздражение, а даже в антирекламу, негативные комментарии по «сарафанному радио» и проч.
В итоге вместо прибыли и клиентов, получаете значительный урон репутации.
В настоящее время юридических последствий или отдельных статей в законодательстве, регулирующих роботизированные звонки или рекламу такого типа, нет. Как таковой ответственности нет, да и прецеденты штрафов и наказаний не в наличии.
Однако это не касается использования голосов «звезд» или таковых имитаций. Без юридического разрешения компании может быть предъявлен иск в обвинении по пунктам о недобросовестной рекламе и мошенничестве.
Использование роботизированных звонков выводит схемы обзвона «холодных» клиентов на новый уровень. В наличии вариант в короткие сроки охватить значительный масштаб людей. Однако психологические аспекты не столь радужные. В ситуациях, когда клиент чувствует себя обманутым, что общался не с живым человеком, а роботом, получите существенный урон для репутации.
Кроме того, не забывайте, что назойливые звонки — это спам, который вряд ли сыграет в плюс для компании. Достаточная вероятность, что получите раздражение и негатив, даже при упоминании наименования организации.
Тем не менее в некоторых областях роботы становятся находкой и спасением. Сфера доставки, контрольные звонки-подтверждения, оповещения о запланированных событиях и мероприятиях — это то, где роботы помогают развиваться бизнесу.