Как грамотно пройти собеседование

Собеседование — первый этап в выстраивании карьеры. Как покажете себя перед работодателем, продемонстрируете навыки, эрудицию, внешний вид и прочие параметры, с такой вероятностью получите желаемую должность.

Собеседование — это как первое свидание. Важен каждый нюанс. Присматриваетесь к организации, оценивают вас. Тут нет мелочей.

Заметим, что собеседование в крупную компанию на значимую должность проводят в несколько этапов. Возможно, придется отдельно общаться со специалистом кадровой службы (рекрутером), подтверждать рабочие навыки под контролем технического сотрудника, общаться с руководителем и проч. Предлагаем советы для увеличения шансов на благоприятный исход на каждом этапе собеседования.

Резюме

Подойдите к этому этапу серьезно. Резюме — это визитная карточка, по которой сложится первое заочное впечатление. В сети Интернет в наличии ряд шаблонов, как правильно составить этот документ.

Правила:

  • Прикрепите фотографию.
    Желательно цветную и официальную. Хотя по законодательству жесткие требования к внешности и внешнему виду кандидата компании предъявлять не могут, но на деле этот фактор тоже учитывают. Например, для должности секретаря или сотрудника ресепшена. Помимо этого, прикрепляя фотографию к резюме, работодателю легче запомнить человека после собеседования и ознакомления с его способностями. Кроме того, без фотографии сотрудник кадровой службы заранее отнесется настороженно.
  • Обозначьте прошлые места работы и должности, образование.
    Резюме должно сразу отсекать дополнительные вопросы о рабочих качествах соискателя должности. Главное — не указывайте причины увольнения. Причины корректней называть при личной беседе.
  • Излагайте кратко.
    Сотрудник кадровой службы просматривает много резюме за короткий срок, вчитываться и скрупулезно изучать не хватает времени. Поэтому излагайте факты четко и лаконично. Этим также показываете серьезность намерений.
    Средний объем резюме: 1–2 листа формата А4.
  • Составляйте самостоятельно.
    Нет ничего хуже резюме, которое составлено в хвалебной форме или не самостоятельно. Излагая факты, упрощаете работодателю понимание уровня профессиональной компетенции. Шаблонное или «чужое» резюме сразу станет явным при личном общении. Ведь при конкретных вопросах можете «поплыть». Сразу видно, когда человек говорит хоть заученный наизусть, но чужой текст.

Главное: не пишите о себе заведомо ложной информации. Навыки легко проверить при собеседовании с профессионалом, равно как и информацию о прошлых местах работы.

Пунктуальность и дисциплина

Продемонстрируйте дисциплинированность. Опаздывать на собеседование нельзя. Дело даже не в том, что у работодателя, например, не выделено дополнительного времени. Серьезный человек не позволяет опаздывать. Иная репутация сразу снизит шансы на успех.

Приходить рекомендуют за 10–15 минут до назначенного времени. Так успеете прийти в «рабочий настрой» после дороги и продемонстрируете работодателю серьезность намерений.

Не забудьте отключить мобильный телефон. Нет ничего хуже звонка в неуместный момент. И даже если никто не звонит, то по закону подлости раздастся сигнал. Редкому руководителю или рекрутеру это понравится.

Внешний вид

Известна пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Однако на собеседовании отталкивающий внешний вид, неопрятность, запах пота или неряшливость — оттолкнут работодателя прежде, чем захочет «копнуть поглубже».

Не забывайте, что предстоит работать в коллективе, или в организации введен дресс-код, да и неприятно общаться с неряхой. Поэтому внешний вид при прохождении собеседования крайне важен.

Конечно, в зависимости от компании нет необходимости в строгом дорогом костюме, но деловой собранный стиль однозначно приветствуется. Не забудьте принять перед собеседованием душ и позаботиться о прибытии в назначенное место не во «взмыленном» виде.

Поведение

Согласно исследованиям первое впечатление о человеке складывается за 5–10 секунд. И если большая часть из них приходится на внешний вид, то далее на первый план выходит поведение.

Вести себя на собеседовании нужно вежливо и с достоинством. Поздоровайтесь и улыбнитесь.

Во многих организациях принято называть собеседника по имени. Однако не делайте этого до того, как рекрутер или руководитель сам так представится. И далее уважительный тон, легкая улыбка, спокойное общение создадут комфортную психологическую атмосферу.

Внимательно слушайте, что говорят и в какой манере. При необходимости умеренно задавайте уточняющие вопросы и интересуйтесь мнением собеседника. Говорят, что в правильно прочитанной задаче — половина решения. Так вот в правильно понятом вопросе на собеседовании уже скрыто направление и ожидание стиля и содержания ответа. Так налаживаете доверительные отношения.

В финале собеседования, независимо от результата, уходите «красиво». Вежливо попрощайтесь, улыбнитесь, скажите, что было приятно пообщаться. Правила вежливости работают в каждой ситуации.

Речь

Следите не только за тем, что говорите, но и как это делаете. Речь ведите спокойно и грамотно. Не употребляйте жаргонные словечки и нецензурные выражения. Не давайте слишком откровенных ответов. На собеседовании это не нужно, а вас взволнует.

Постарайтесь, чтобы в разговоре не возникало длительных пауз. Поддерживайте диалог, ответы на вопросы собеседника давайте лаконичные, но емкие.

Главный совет, который поможет: постарайтесь сохранять хладнокровие. Речь спокойного человека легкоусвояемая и грамотная.

Чтобы меньше волноваться и суетиться, для каждого отдельные рекомендации. Главное запомните: чем лучше подготовлены и честнее отвечаете, тем легче пройдет собеседование. Поэтому предварительно изучите информацию о компании, сферу деятельности, освежите требуемые навыки и подумайте, какие вопросы могли бы выбить из равновесия. Кстати, поищите в Google «Неожиданные вопросы на собеседованиях». Подготовьтесь новейшими методами.

В итоге предварительная подготовка поможет быстрее реагировать и находить ответы. А это произведет впечатление и добавит очков перед конкурентами.

Дополнительные «галочки»

Рекомендации

Предварительно соберите о себе рекомендации с прошлых мест работы, от коллег или знакомых. Информацию, которая пригодится, подчеркнет некие положительные черты личности и профессиональной значимости. Это в резюме лучше не прикреплять, а вот при личной встрече — как раз.

Голодный и злой

По статистике голодные люди злее и агрессивнее. Поэтому рекомендуем перед собеседованием слегка подкрепиться. Плотный прием пищи не рекомендуем, потому что при сильном волнении вызывает тошноту. Легкий перекус необходим.

Посмотрите на себя со стороны

Когда готовы к собеседованию: одеты, причесаны, освежили профессиональные навыки и собираетесь выходить из дома, посмотрите на себя в зеркало. Сами себе задайте вопрос «Почему должны выбрать именно меня?» Честно ответьте. Если видите проблемы, то устраните сразу, а не во время собеседования.

Реакция в сложных ситуациях

Некоторые компании практикуют собеседование в виде стресс-интервью:

  • задают неудобные личные вопросы, выходящие за рамки профессиональной этики;
  • усаживают на плохое место;
  • повышают голос или кричат;
  • намеренно затягивают время начала собеседования и проч.

Сразу не рекомендуем стремиться попасть туда на работу. Для кандидата на должность это сигнал к нечистоплотности отношений внутри организации.

Некоторые рекрутеры компаний с положительной репутацией иногда также прибегают к подобным методам, но в маленьком объеме. Например, задают неожиданные вопросы или не в тему. Это помогает оценить и изучить поведение соискателя на стрессоустойчивость.

Заключение

Собеседование — необходимая часть приема на работу. Для получения желаемой должности, уменьшения отказов, не игнорируйте наши советы и уделяйте внимание подготовительному этапу.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем