Онлайн-образование: миф или реальность

Каждый адекватный человек стремится развиваться. Даже работа на одном месте в течение ряда лет при условии сохранения продуктивности невозможна без развития и дополнительного образования. Карьерный рост получить просто так тоже не представляется возможным.

Или противоположная ситуация: человек теряет работу в силу экономических причин. Найти иную работу, идентичную старой, невозможно. Для нового места или иной сферы требуются и новые знания.

И возникает вопрос: как же получить. Вариант: пойти учиться в университет, но это долго и дорого. Ведь одновременно работать и полноценно очно (да даже заочно) учиться получится не в каждом возрасте. На помощь приходит онлайн-обучение.

Развитие интернет-технологий дает шанс каждому человеку в каждой точке земного шара получать интересующие знания. Это:

  • повышает профессиональные качества;
  • развивает мыслительные процессы;
  • предотвращает преждевременное старение мозга и ухудшение памяти;
  • создает психологический комфорт, ведь человек уверен, что навыки актуальны и применимы на разных рабочих местах и областях.

Прогрессивные работодатели так же поддерживают стремления к развитию в своих сотрудниках. Новые навыки и здоровая конкуренция полезны в каждом коллективе. А в крупных компаниях обучение и повышение квалификации сотрудников заложено в бюджет. В этом случае работодатель понимает, что навыки, дипломы и награды сотрудников — это преимущество и компании тоже.

Менее прогрессивные боятся онлайн-образования и потери сотрудников. Такая вероятность в наличии, но процент не высок, особенно в экономически нестабильном мире. Во время пандемии люди держатся за работу, опасаясь сокращений.

Рынок онлайн-образования

Эта сфера развивается последние несколько лет. Появляется разнообразие курсов и направлений. Учить пытаются репетиторы, тренеры, даже блогеры. Но бум произошел с начала пандемии. Даже серьезные образовательные учреждения задумались об организации онлайн-кафедр и специальностей.

Онлайн-образование — это не только непонятные курсы или специальности из сферы IT. Онлайн осваивают широкий спектр профессий, за исключением разве что полностью физических. Стать токарем через интернет вряд ли получится. Но развивается и практическая сторона. Онлайн-студенты также выполняют задания, которые проверяют преподаватели и кураторы, организовывают оффлайн-практики, в зависимости от специальности, и так далее.

Разберем популярные мифы, которые бытуют среди непосвященных.

Топ-5 мифов онлайн-образования

1. Требуется высокий навык работы с техникой

Люди считают, что для того, чтобы осваивать знания через интернет, обязательно владеть навыком работы в сети в совершенстве. Пользователю сложно разобраться в обучающих платформах, наладить виртуальное взаимодействие и давать обратную связь.

Возможно у старшего поколения, которое с компьютерами «на вы», проблемы возникнут. Но современные платформы разработаны с таким расчетом, что достаточно минимальных навыков для наладки процесса. Даже видеосвязь налаживают внутри системы без дополнительной необходимости установки иных программ.

Сложности могут возникать при настройке некоторого оборудования, например, видеокамеры. Однако тут требуется разовая процедура. А проблем на ноутбуке или в мобильном гаджете не возникает в принципе.

Сюда же относят неумение работать с онлайн-литературой. Материалы зачастую предоставляют в .doc или .pdf форматах. Одним людям тяжело долго читать с монитора, другим мал экран мобильного гаджета, а третьим проще работать с бумажной литературой. Зато полученные материалы характеризуются большей мобильностью и актуальностью, чем большинство учебников. При желании научиться способ изучения найдется всегда.

2. Сложно учиться дома

Кажется, что сосредоточиться в домашней обстановке крайне сложно. Ведь в наличии ряд отвлекающих факторов, а иногда хочется бросить дела, лечь и поспать. На самом деле зерно истины в этом присутствует. Однако не стоит забывать, что разница в целях.

Во-первых, если за образование платите деньги, причем сами, то отлынивать нет смысла. Цель ведь получить навыки, а не только «корочку». Это же, кстати, характеризует студентов очных вечерних отделений. Люди учатся на личные средства, параллельно работают и хотят получать то, что пригодится и окажется полезным навыком или знаниями.

Во-вторых, сколько очных студентов прогуливают лекции, списывают или спят на занятиях — процент велик. А значит, дело не в том, где учиться, а как.

В пользу этого мифа также говорит исследование журнала Forbes (российский вариант) за май 2019. Согласно полученным результатам, даже в случае приобретения платного курса, воспользуются только 48%. Да и среди них около 10% процентов не пройдут целиком.

Часть «абитуриентов» считает, что учиться дома плохо еще и потому, что без живого общения становится скучно. Но и тут возвращаемся к цели. Онлайн-образование — чаще дополнительное, поэтому нет смысла делать упор на общение и знакомства. Студенческая жизнь — это прерогатива юных людей, которым не приходится ежедневно решать бытовые и финансовые вопросы.

3. Онлайн-образование — это дорого

Точнее будет заявление, что дорого не онлайн-образование, а качественное онлайн-образование.

К сожалению, это так. Дополнительное образование стоит денег. Но формат онлайн и широта рынка позволяют рассмотреть массу вариантов, среди которых недорогие и бесплатные.

Полезные знания стоить дешево не могут. Ведь в этом случае платите не за сами знания, а за время, которое потратили бы на изучение массы материалов. А тут получаете в сжатом формате главное из множества источников, которые переработал преподаватель или автор курса.

При этом повторим, что в качестве хобби в наличии масса бесплатных или недорогих курсов по разнообразным тематикам, которые некоторую полезную информацию также дадут. Но при том придется потратить намного больше времени и усилий на нарабатывание практического навыка.

4. Диплом об онлайн-образовании работодатели не принимают

Еще один распространенный миф в том, что сертификат или диплом об онлайн-образовании работодатель не рассматривает, как серьезный документ.

На самом деле это так для каждого диплома. Даже красный диплом после ВУЗа говорит только о том, что у человека много не практических навыков, а теоретических, и присутствует умение учиться. Практика появляется только на деле и нарабатывается с опытом. Ситуация с онлайн-документом схожа. Ведь получены только знания, непонятно насколько подкрепленные практикой. Да и получить онлайн-сертификат проще.

В этом случае в расчет берут еще и то, какая организация обучала. Серьезное учреждение заботится об уровне знаний, который вкладывает в головы абитуриентов. А далее в силу опять вступает фактор желания человека применять навыки и пользоваться полученными знаниями. Каждое образование нуждается в подтверждении.

5. Нет контроля процесса

Часть людей знает за собой то, что не работают в полную силу при отсутствии внешнего контроля. И, даже при четкой цели, не способны надолго фокусировать внимание без «кнута». А миф в том, что онлайн-образование недостаточно контролируется. И правда, кажется, что как преподаватель может полноценно проверять результаты людей, которые расположены в сотнях и тысячах километров.

В действительности солидные организации этот момент продумывают. Ведь как будет котироваться диплом, если качество выпускников ниже среднего. Поэтому разрабатывают структуры кураторов и четко отслеживается, какие работы и в каком количестве проверяет тот или иной человек. Для онлайн-курсов в наличии схема пакетов получаемых навыков. Так теорию получает каждый участник, а вот персональную работу и проверку заданий, которые нужны для получения диплома, требуется оплатить отдельно. Каждый решает для себя, как учиться.

Если образование «для галочки» и человек ищет, кто бы сделал за него задания, то об образовании речи не идет, что онлайн, что оффлайн.

Реальность онлайн-образования

Надеемся, что о мифах сложилось представление. Онлайн-образование — новая реальность, которая открывает массу вариантов для сотрудников и работодателей.

Кратко о текущем положении вещей.

Плюсы онлайн-образования:

  • свободный доступ в каждом месте в каждый момент времени;
  • нахождение и выбор программы максимально соответствующей запросам человека;
  • гибкий график обучения, ведь при отсутствии онлайн часто предоставляют записи пропущенных занятий;
  • отсутствие затрат на дополнительные предметы, например, канцтовары, дополнительные учебные пособия или специальную одежду для занятий;
  • персональный подход к выбору преподавателя, нет необходимости в занятиях с некомфортным лектором;
  • вариант бесплатного изучения базовых материалов;
  • повышение профессионального уровня сотрудников без отрыва от основной деятельности.

Минусы:

  • высокая цена за курсы;
  • сложности в налаживании режима и атмосферы обучения;
  • не в каждом случае удается заранее понять, стоит ли курс затраченных денег;
  • наличие недобросовестных «школ», которые преподают даже без лицензии;
  • отсутствие живого общения;
  • не каждую специальность можно освоить.

Заключение

Онлайн-образование дает массу возможностей и преимуществ каждому человеку. При этом говорим о взрослых людях, не беря в расчет детей. Онлайн-формат предоставляет доступ к разнообразным знаниям из любой точки мира, дает представление о наборе современных профессий и расширяет знания и кругозор.

Прогрессивные работодатели приветствуют стремления своих сотрудников к развитию, ведь это помогает развиваться и компаниям тоже.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем