Потеря ценности информации в сети Интернет

Мир постоянно изменяется, изобретают новые вещи, которые упрощают и облегчают жизнь людей. К сожалению, ощутимое количество того, что призвано помогать человечеству, со временем меняет предназначение. Люди, руководствуясь сиюминутными порывами, увеличением вседозволенности или банальным наличием лишнего свободного времени вместо развития начинают деградировать, называя это стабильностью.

Качество информации в сети Интернет страдает аналогичным недугом. Мощный инструмент для развития взаимодействия и возможностей человечества не оправдывает ожиданий просвещения.

Текущая ситуация

В самом начале развития информационной индустрии рупором стали СМИ. Но с течением времени подача материала, да и отношение к публикациям, менялись. Еще 30 лет назад сложно было себе представить семью, в которой регулярно не читают газет, не смотрят новостные программы, но это стало нормой. 80% информации о мире люди читают в сети Интернет. Остальные проценты забирает на себя телевизор, и лишь мизерное количество еще покупает газеты по привычке.

Так СМИ захлестнули кризисы. Даже реклама через эти информационные ресурсы не оправдывает затрат. Продвинуть источник стоит дороже, чем доход от привлеченных клиентов.

Похожие процессы начали происходить и в сфере интернет-контента. Какая самая распространенная среда, привлекающая посетителей — конечно же, социальные сети. Профессиональные контентщики и маркетологи тщательно исследуют рынок и придумывают новые и новые стратегии для привлечения людей. Реклама становится разнообразней, но отдача падает. Наиболее яркие примеры в музыкальной сфере. Например, прослушать трек музыканта в соцсети приносит копейки, в то время как аппетит владельцев этих самых сетей за рекламу требует колоссальные суммы. Но люди переходят в стримы YouTube, несанкционированно скачивают и не хотят искать и слушать, принося прибыть исполнителю. В итоге огромные затраты на создание музыкального контента и рекламу практически не оправдывают себя, не говоря об ощутимой прибыли. Дешевле выступить с концертом в Чебоксарах, где реклама дешевле и гонорар выше, чем пропиариться в социальной сети.

Но не только музыкой живут люди в мире контента. Тексты, изображения, просветительские подборки — это становится невостребованным и теряется в массе некондиционной информации. Продвинуть себя и организацию становится сложней из года в год. Ведь чтобы удивить и привлечь, требуется приложить массу усилий, разработать концепцию и стратегию, создать «продукт» и вложиться в рекламу, чтобы потом утонуть в массе хлама.

В социальной сети цензура отсутствует, а это значит, что каждый публикует, что вздумается. Море любителей пишут и выкладывают, что захотят, невзирая на законы смысла и логики. Пользователи тонут в объеме информации и оставляют попытки найти ценное. И в силу вступает теория хаоса.

Теория хаоса, созданная на базе учений А. Пуанкаре, А. Н. Колмогорова, В. И. Арнольда и Ю. К. Мозера, как нельзя лучше описывает спонтанность внимания пользователей. Никто и предположить не может, что «зайдет». Контролировать сетевой эффект, который позволит контенту быть увиденным и привести последователей и клиентов, нельзя.

По непонятным причинам популярность обретает случайное явление.

Так в России последние пару лет каждый сентябрь контент «взрывает» песня «3 сентября», появившаяся в 1993 году, но неожиданный сетевой эффект вознес чуть ли не 25 лет спустя. В зарубежном мире подобный «взлет» недавно поймала песенка, которая родилась 150 лет назад — Песнь новозеландских моряков-китобоев. Это невозможно объяснить. Ведь ежедневно публикуются тысячи минивидео и TikTok, но почему популярность пришла сейчас. Это не везение, это хаос, который наблюдается не только в музыке.

Проблемы профессионалов

Текущая ситуация приводит к тому, что профессионалы контент-сферы тратят на порядок больше усилий для выполнения работы. Но даже это не приносит ожидаемых итогов. Приходится вступать в сомнительные коллаборации, создавать «мемчики» в надежде на привлечение внимания к серьезным вещам. Профессиональный контент от этого деградирует до любительского уровня.

Экспертам становится жаль усилий, которые прикладывают, не получая моральной и финансовой отдачи. Что забавляет: пользователи начинают возмущаться по этому поводу, сетовать на плохие музыку, фильмы, книги, «желтые» СМИ, не понимая, что сами этому потворствуют. Так предрекали, что телевидение приведет к деградации людей, но вседозволенность интернета сделала это быстрее и эффективнее.

Проработанный контент сложно и дорого создавать, а окупаемость минимальна. Приходится концентрироваться на скорости, а не на качестве. Получаем воронку, которая утягивает ниже и ниже. И ведь до дна еще далеко.

Возвращаясь к научному обоснованию и теории хаоса, опишем мнение ученых. Согласно заявлениям экспертов мир от «экономики содержания» перешел к «экономике внимания». Таким образом, «взлетает» то, что удерживает внимание дольше 3 секунд. Это как «встреча по одежке» — важна упаковка, а содержание навевают тоску и нередко игнорируется.

Мыслящие люди возразят: теория хаоса работала всегда, почему же контент так сильно страдает. Ответ: раньше доступ в СМИ ограничивали. В одних странах процветала цензура, в других «политика партии», в третьих влияние правящей верхушки, при создании учитывался талант каждого конкретного индивида, знания и авторитетность. Сейчас на обозрение выставить информацию может каждый. Это же модно: поделиться личным видением, точкой зрения, рассуждениями и необязательно подкреплять смыслом и знаниями. Такие посты и публикации легче воспринимаются, поэтому обретают популярность.

В итоге в силу массовости и хаотичности выборки профессиональный контент проигрывает. Алгоритмы оценки и поиска урезают отображаемость и охваты для профессиональных публикаций.

Преодоление кризиса и SEO

По оценкам экспертов деградировать контенту еще 5–10 лет. Потом ситуация начнет меняться, планомерно набирая обороты. Те профессионалы, что продержатся до этого времени, получат небывалый «взлет», а ушедшие — шанс на возвращение в профессию.

Посмотрите в прошлое и заметите общие закономерности: за падением идет лавинообразный рост. После застоя Средних веков было Возрождение, так и контент вновь обретет былую силу и даже превзойдет.

Перспективным путем развития становится SEO-продвижение. Отношение к SEO меняется. Изначально поисковое продвижение считали удобным механизмом. Однако по мере роста количества интернет-ресурсов и контента поисковая выдача становилась не самым привлекательным решением на фоне иных рекламных методов. Маркетологи «играют» с контентом, пытаясь выделиться не столько на запросах, сколько на злободневных темах и фразах. Да и SEO-словосочетания часто рассматривают как спамные, портящие текст и раздражающие пользователей.

Однако ситуация меняется, специалисты по продвижению нарабатывают навыки использования ключевых запросов с ювелирной точностью. В проработанном тексте трудно уловить разницу между специально добавленным словосочетанием и изначальном задумкой автора. Делая это по правильному алгоритму, становится возможным попасть в выдачу по заголовку, названию и проч. Несмотря на то, что при текущих алгоритмах выходят в топ элементы по теории хаоса, но SEO нет-нет, да и позволяет влиять на этом механизм.

Заключение

Контент-индустрия находится в состоянии падения, но это еще не значит, что стоит ждать и ничего не предпринимать. Если усилия не прикладывать, то навык и профессионализм теряются. Поддаваться упадку — тоже не вариант, потом развиваться станет на порядок тяжелее.

Контент-профессионалам следует набраться терпения и относиться к публикациям со спокойствием и долей иронии. Сделали все возможное для создания качественного продукта, а дальше уже не властны над протекающими процессами. Взлетело — улыбаемся и продолжаем трудиться, нет — работаем в том же режиме.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем