Есть ли жизнь до бекапа

Среди администраторов сайтов распространена такая шутка: «Админы делятся на тех, кто делает бэкапы, и на тех, кто уже делает бэкапы». Как ни парадоксально звучит, но рано или поздно интернет-ресурс сталкивается с ситуацией, когда информация окажется потеряна или испорчена. 90% админов сталкивались с этим явлением как минимум один раз. И лучше быть подготовленным, чем «остаться у разбитого корыта» и начинать сначала.

Давайте разбираться, что же такое бэкап и зачем нужен.

Бэкап (резервное копирование) сайта — это процедура создания копии данных (всего интернет-ресурса или его части). Имея в наличии копию можно полностью восстановить работоспособность сайта, которая была на момент создания бэкапа.

Как часто делать бэкапы определяется требованиями каждого интернет-ресурса конкретно. В среднем для сайтов рекомендуют делать копии один раз в неделю или один раз в месяц. Однако если сайт регулярно дорабатывается и обновляется, то рекомендуется выполнять процедуру чаще.

Кроме того, старайтесь делать резервные копии перед каждым значимым изменением сайта:

  • перед обновлением лицензии 1С-Битрикс, о чем писали в предыдущей статье;
  • перед обновлением версии или функционала CMS;
  • перед перемещением сайта на другой сервер и проч.

Выделают следующие типы бэкапов:

  • создание полной копии сайта;
  • создание копии базы данных (БД);
  • создание копии функциональной части (скриптов, стилей и кода без копирования картинок и файлов).

Проблемы

В чем же проблема в создании резервных копий? Ведь, кажется, делайте чаще и будет отлично. Однако это не так. Ведь, например, полная копия сайта будет весить столько же, сколько и сам интернет-ресурс. И еще вопрос, где хранить. Ведь физически размещать бэкапы на том же сервере, что и работающая версия — неверное решение. В случае технического сбоя, функциональной поломки сервера или проблем в дата-центре, «сломаться» может не только сайт, но и резервные копии. Поэтому рекомендуют копии хранить на отдельном сервере или в облачном хранилище, не связанном с действующей версией. Да, это дополнительные финансовые затраты, но обоснованные. Ведь восстанавливать интернет-ресурс выйдет дороже и дольше.

Не лишним будет делать бэкапы на физическом жестком диске. Ведь возникают глобальные проблемы со скоростью интернета, а исправить информацию или восстановить работоспособность нужно будет срочно.

Для справки подведем итог, какие типы сохранения бэкапов существуют:

  • Бэкапы на FTP сервере.
    Информация загружается и хранится на выделенном объеме пространства, на FTP-сервере в дата-центре или в личном хранении.
  • CDP-сохранение.
    Резервные копии сайта создаются путем включения механизма автосохранения информации на сервере.
  • HDD-сохранение.
    Бэкап сохраняется на отдельном жестком диске.
  • Бэкапы в облаке.
    Резервные копии размещаются исключительно на облачных серверах.

Еще один спорный вопрос: сколько копий хранить. Ведь, даже делая один бэкап в неделю, за месяц уже получите 4–5 копий, а за год 52. Это ощутимое по стоимости количество пространства, которое может и не понадобиться, а деньги уходят. Поэтому опытным путем установили, что достаточным числом бэкапов для хранения считается пять штук.

Если оставлять только одну-две копии, то есть вероятность, что при проведении доработок в одной из них уже сохранится ошибка, которая может не быть явной, но проявится позднее. Это же относится и к вирусным атакам. Не четко ясно, когда сайт стал заражен, и, восстановив интернет-ресурс из «свежего» бэкапа, проблемы с вирусами можно не убрать, а только слегка откатить назад.

Бэкапы для интернет-магазинов

Резервные копии для интернет-магазинов — это отдельная ситуация. Тут надо понимать, что найти баланс между частотой бэкапов и скоростью обновления информации сложно. Крупные интернет-магазины создают резервные копии один раз в сутки. Однако и в этом случае при сбое есть вероятность потери, например, информации о заказах за время, прошедшее между последним сохранением и сбоем.

Чтобы это предотвратить используются методы двойного копирования. То есть помимо создания бэкапа, идет параллельная запись заказов, например, в резервную БД. Это обезопасит интернет-магазин от потери данных и, как следствие, клиентов.

Способы выполнения

Резервную копию сайта делают двумя способами:

  • настройками на сервере;
  • со стороны интернет-ресурса функционалом CMS или специальных скриптов.

Дополнительно к этому отметим, что каждый способ выполняется, как в ручном режиме, так и в автоматическом.

Трудно сказать определенно, что удобней и надежней — делать бэкап вручную или автоматически. Системы автоматических действий надежны, но ошибки в них в силу массовости операций происходят чаще. Поэтому оценивайте риски. Однако логично, что если для интернет-магазина резервные копии делают часто, то требуется настроить автоматический бэкап.

Причем лучше настраивать создание автоматических бэкапов на базе сервера. Сам механизм такой настройки упрощает процесс копирования сайта и ускоряет последующее восстановление интернет-ресурса по копии.

CMS 1C-Битрикс и ряд других лицензионных систем также позволяют настроить автоматическое создание бэкапов и проводить удаление при достижении заданного количества копий. Но минус заключается в том, что резервные копии хранятся на самом сайте, что небезопасно.

Рекомендуем совмещать механизмы создания бэкапов. То есть настроить максимальную степень автоматизации, но при необходимости (перед внеплановыми обновлениями или серьезными доработками) выполнять процедуру вручную.

Заключение

Надеемся, что показали всю необходимость создания бэкапов для интернет-ресурса. Делать или не делать, как часто выполнять, где хранить — эти вопросы обязательно согласуются с заказчиком. Ведь обидно терять исходный функционал и доработки из-за технического или вирусного сбоя или банальной человеческой невнимательности. Это потеря сил, времени и денег.

Правильно настроенный и налаженный механизм создания резервных копий — это залог надежности и работоспособности сайта любого уровня сложности.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем