Семья и бизнес: можно ли перенести бизнес-модели домой

Ведение бизнеса — регламентированный процесс. Каждый сотрудник, хоть уборщица, хоть генеральный директор, знает собственные должностные обязанности и права. Работаете вместе ради одного дела — получаете процветание компании и бизнеса. При этом в наличии ряд методик по планированию и распределению обязанностей в управлении и функционировании.

Регулярно людям приходят идеи применить механизмы взаимодействия не только в профессиональной, но и личной жизни. Это логично и даже оправдано. Семья — это «ячейка общества», союз. Как и компания, семья создается, развивается и растет. Как и в организации, в семье для успеха важны слаженные действия каждого. Пусть малый вклад, но, усиливая друг друга, совместные достижения растут.

При этом не следует применять схемы бизнеса в семье жестко и напрямую. Речь идет о родных и близких людях, поэтому важны отношения. Ищите компромиссы и договаривайтесь. Бизнес-модели — основа, а не религия, отступление от договора — не грех.

Идея

В основу применения бизнес-моделей в семье закладывают, что муж и жена — это партнеры, причем равноправные. Заметим: равноправные — не значит, что обязаны каждое дело делать вместе и с одинаковым вкладом. Это невозможно так же, как и в бизнесе. Один партнер силен в одной области, другой — в иной.

Как часто успехов достигают компании, когда у истоков стоят «технарь» и «гуманитарий». Там где один создает, другой продвигает. В итоге дополняют друг друга. В семье аналогично, но следует заранее распределить обязанности, ведь функции не так четко разделены как в бизнесе.

Задаем основу

Позитивный сценарий: перед созданием семьи будущие супруги обговаривают стратегию и замысел. Это тот смысл и вектор, который закладывают в фундамент. Речь идет не о конкретных действиях и вариантах. На этом этапе обговорите жизненный уклад, предпочтения о месте проживания, привычках и ритме жизни. Укажите, какие моменты считаете обязательными, а с какими не согласны мириться ни при каких условиях. Например, наличие домашних животных.

Идет обсуждение уклада. Конечно, со временем приоритеты и договоренности подвержены изменениям и пересмотру. Тем не менее понимание на начальном этапе важно.

К сожалению, одни люди руководствуются гормонами, страстью, а не здравым смыслом. Другие пренебрегает договорами, считая признаком брака по расчету. Третьи считают, что «стерпится-слюбится» и не следует начинать жизнь с обсуждения мелочей. Четвертые боятся «спугнуть» удачный вариант. На деле же выявившиеся поздно противоречия регулярно приводят к разводам.

К центральным моментам относят:

  • место жительства;
  • разделение доходов и расходов;
  • привычки, варианты поведения и ритм жизни;
  • взаимоотношения с ближайшими родственниками;
  • взгляды на наличие и количество детей и проч.

Правила

Заложите фундамент семьи, как и компании, — задайте собственные правила и ориентиры.

В первую очередь к этому относится взаимодействие с внешним миром. Определяют типы отношений с друзьями и знакомыми. Как поступать в ситуациях, когда муж или жена отказываются, например, от встречи с родственниками иной стороны. Такие ситуации становятся причинами серьезных разногласий и конфликтов, поэтому лучше «договориться на берегу».

Рекомендуем такие договоренности не только проговаривать, но и записывать. В этом случае избегаете ситуаций недопонимания и «сбоев памяти».

Права и обязанности

В семье, как и в бизнесе, супруги — это партнеры. Заранее пропишите должностные обязанности: кто готовит, кто моет полы, кто посуду, кто отвечает за ремонт и проч.

Обычно основные проблемы: мусорное ведро и грязная посуда. Это дела, которые в равной степени выполняет каждый домочадец, поэтому обсудите заранее. При этом заметим, что принятое решение — не истина в последней инстанции. Предположим: жена моет посуду. Но если устала на работе, приболела или по иным причинам, нет проблем обратиться за помощью к мужу.

Такими договоренностями не даете повода для конфликтов. Пусть мелких, но накапливающихся со временем как лавина.

Специалисты по бизнесу и психологи совместно рекомендуют в семье создавать «Карту обязанностей». Это своеобразный аналог должностной инструкции. В эту «карту» вносится каждый член семьи, включая детей при появлении и достижении сознательного возраста. Это поможет избегать конфликтов и ощущать каждому собственную значимость.

Планирование будущего и цели

Бизнес развивается для получения прибыли и доходов руководителей и сотрудников. Семья растет и развивается для продолжения рода и поколений. Даже если детей нет, то поддержка родных и близких — достойная цель.

В близкой перспективе создают конкретные и приближенные к реальности планы. Речь идет не о непосредственно бытовых делах, а о «направлении движения». Например, покупке квартиры или дома, переезде в иной город, рождении детей.

Отдельно планируют бюджет. Не так важно, будет ли то объединение доходов, или разделение по отдельным тратам. Главное — понимание, как и куда уходят финансы на обязательные нужды, питание, детей и отдых.

Включение детей в круг семьи

Если семья растет, появляются дети, то до достижения ими сознательного возраста уход и траты — отдельная статья расходов, рассчитанная обоими родителями. Однако повзрослевший член семью «включается» в процесс. Да, сначала это минимальные функции — помощь с уборкой игрушек, позже — участие в планировании жизни и отдыха.

Отличным решением считают, если обязанности ребенка будут внесены в «карту обязанностей» и размещены на видном месте. Например, рисунок, а позже список прикрепляют на дверцу холодильника. Таким образом, в игровой форме показываете ребенку значимость и вовлеченность в процесс развития семьи.

Вводят и обучение финансовой грамотности. Например, ребенок на первых этапах получает или теряет баллы за выполнение тех или иных функций. Позже это переводят в денежный эквивалент. К моменту достижения совершеннолетнего возраста родители получат человека, понимающего цену денег и умеющего с ними обращаться.

Резюме

Бизнес-модели и методы управления компаниями применяются в семьях. Это показатель прогрессивности и следования веяниям времени.

При этом не забывайте, что взаимоотношения и связи внутри семьи значимей, чем в коллективе. Необходимо обсуждать и достигать договоренностей, разделять обязанности и минимизировать бытовые поводы для конфликтов. Бизнес-модели помогают.

Не воспринимайте только это как жесткие меры. Применение бизнеса в личной жизни — это скорее игра, призванная помочь улучшить быт, а не навязать жесткие рамки.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем