Фейковые тендеры: как не попасться на уловки

Тендер — это современный способ отбора в конкурентной среде. Целью становится поиск условий по поставкам, выполнению задач и проч., удовлетворяющих заказчика по определенным критериям.

Государственные организации при поиске подрядчиков различного уровня проводят тендеры в обязательном порядке. Также это характерно для крупных организаций, хотя иногда и малые фирмы устраивают собственные «отборы».

Участие тендерах — текущая норма. Однако от исполнителя требуется не только подать заявку на участие, но и доказать, что конкретно это сотрудничество выгодно. Регулярно это сопряжено с тратами как временных ресурсов, так и финансовых на выполнение тестовых заданий, подготовку проекта и проч.

К сожалению, в последние года регулярно возникают ситуации, когда тендеры оказываются ложными (фейковыми, неэтичными). Разберем подробно, зачем это нужно заказчикам.

Причины организации фейковых тендеров

Статистика показывает, что доля фейковых тендеров на рынке варьировалась по годам от 40 до 70%. К счастью, для исполнителей процент не увеличивается, а уменьшается. Так в 2022 году доля фейков не превышала 50% даже в самых популярных сферах. Среднее процент сокращений 7–10.

Регулярно «нарваться» на мошенников грозит опасность в следующих областях (информация собрана за прошлый год):

  • 52% — доля фейковых тендеров в области медиа-организаций;
  • 33% — доля фейков в области digital;
  • 31% приходится на область маркетинговых услуг;
  • 19% — PR.

Даже несмотря на снижение, проценты значимы. Теперь поймем, какие выгоды получают мошеннические заказчики:

  • прикрытие процессов монополизации конкретной области рынка;
  • создание видимости выбора для уже заранее определенного победителя;
  • бесплатный сбор идей, предложений и стратегий при «застое» в организации;
  • сбор информации о компаниях и конкуренции на рынке;
  • получение финансовой выгоды при отсутствии собственных идей и проч.

Опасности для исполнителей

Главная опасность для участников фейковых тендеров состоит в потере финансов. Так в 2022 году статистика утверждает, что организации-исполнители «попали» на суммы до 5 млн. руб. Особо невезучие (18%) потратили до 20 млн. руб. впустую.

Однако теряют не только деньги, но и репутацию. Если на рынке видят, что солидная организация попалась «на крючок» мошенников, не заметила «тревожных звоночков», то вера в такую компанию падает с ощутимой скоростью.

Да и какому руководителю приятно осознавать, что ресурсы затрачены не просто впустую, ведь не каждый тендер удается выиграть, но и в отрицательном ключе.

Отличительные черты, заставляющие насторожиться

Несмотря на то, что такое количество организаций попадается на уловки мошенников, в наличии явные факторы, которые призывают, хотя бы отнестись внимательней.

Временные рамки

Главное, что вызывает подозрение — это цейтнот по времени. Предположим, что информация о тендере появилась в сети пару недель назад. Вдруг неожиданно за один-два дня до конца организация самостоятельно и обращается к конкретным исполнителям с предложениями участия.

Подобные ситуации у стандартных тендеров возникают редко. Если организация солидна и хотела бы рассмотреть предложения конкретных компаний, то и обратится к ним в первые дни. Близкая дата дедлайна символизирует о том, что требуется набрать фоновую массу для уже выбранного победителя.

Нестабильная обратная связь

Участники тендера в процессе создания собственного предложения и проекта получают возможность общаться с представителями организации-заказчика, задавать уточняющие вопросы и получать комментарии. В стандартных тендерах это подстраивает предложение под запрос в значимой степени.

В фейковых тендерах заказчик не заинтересован в диалоге. Если цель — набрать идеи, то наоборот невыгодно выдавать лишнюю информацию, да ее и нет. Общаться же с заведомо неинтересными компаниями кажется также бесперспективным.

В итоге исполнитель видит пренебрежение, продолжительное ожидание ответа, нечеткие комментарии, неожиданно возникающие специфические требования и проч.

Нечеткое Техническое задание (ТЗ)

При постановке ТЗ фейкового тендера описанные требования размыты и нечетки. У исполнителя возникает множество вопросов и уточнений, на которые своевременных и внятных комментариев не получает. Или наоборот информация приходит разрозненная и даже противоречивая.

Сразу оговоримся, что нечеткое ТЗ — не главный признак реальности тендера. Не каждая компания понимает, как корректно составить такой документ, а некоторые считают, что с их точки зрения как раз все ясно. Однако настоящие заказчики идут на диалог, причем диалог конструктивный и аргументированный с обеих сторон, ведь цель — выработать рабочий вариант.

Заключение

Итак, в наличии ряд критериев, которые отличают неэтичный тендер. В связи со значимыми рисками исполнителю следует заранее изучить компанию-заказчика и проанализировать ситуацию. При наличии сомнений корректнее сразу отказаться, чем терпеть убытки финансовые и репутационные, даже если кажется, что перспективы радужные.

Кроме того, в сети Интернет в наличии «черные списки» подозрительных компаний, а также организаций уже «засветившихся» в мошеннических махинациях.

В неблагоприятных ситуациях компании-исполнители обращаются в суд с требованиями возмещения ущерба и получения компенсации. К сожалению, по статистике так поступает 9% организаций, остальные скрывают информацию, опасаясь урона репутации.

Интернет-агентство U-sl+Мирмекс считает, что нельзя мириться с подобными ситуациями. Тщательно изучайте условия тендера и организацию, но если столкнулись с фейком, то не замалчивайте. «Борьба за правду» дает меньшие репутационные потери, даже наоборот помогает как самой организации, так и иным «невезунчикам».

Будьте внимательные и осторожны — это путь к процветанию бизнеса.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем