Продвижение и маркетинг — краеугольные камни развития бизнеса в сети Интернет. Разработать одну схему «на века» или скопировать у конкурентов возможно, но продуктивность такого подхода высока на малом сроке. Меняется рынок, запросы, чаяния клиентов и ухищрения конкурентов — и вновь требуется изменение и приспособление.
При этом каждый владелец бизнеса мечтает получить ощутимую отдачу при малых вложениях. Когда же речь идет о пересмотре стратегии, то ни о какой экономии речи не идет. Ограниченно затратный способ развития, но со позитивной продуктивностью — это скрытный маркетинг. Иногда его еще называют «партизанским».
Принципы скрытного маркетинга завязаны на приемах неявного продвижения. Когда клиенты не видят прямой рекламы, но привыкают к компании и предлагаемым товарам, подсознательно. Благодаря усилиям маркетологов, воспринимают как «свою». В итоге наблюдается регулярный прирост клиентской базы и стабильная прибыль.
Но если методы настолько продуктивны, то почему их не применяет каждый первый или хотя бы второй? Ответ прост — нет универсального алгоритма. скрытный маркетинг базируется на профессионализме маркетолога, умении чувствовать рынок, желания клиентов, а также умении применять комплексы и сочетания методов. Это уже задача нетривиальная.
Практика показывает, что итоговые расходы на скрытный маркетинг ниже, чем на привычные рекламные компании. Оно и видно, ведь применяются не «широкомасштабные» действия, а «точечные уколы», бюджет которых ниже, хотя и требуется удлиненные подготовка и планирование.
Приведем основные приемы скрытного маркетинга.
Главное правило — реклама не выделяется и не бросается в глаза своей направленностью. Дело в эффекте «замыливания». Неоднократно писали, что у пользователей в сети Интернет развивается «рекламная слепота». Люди перестают замечать рекламные объявления и баннеры, подсознательно перенося их в категории «фон» и «спам», даже не воспринимая сознанием. Поэтому скрытую рекламу создают с учетом непохожести на стандартные алгоритмы. Человек, видя новое и непривычное, скорее обратит внимание или хотя бы запомнит.
В чем-то принципы скрытного маркетинга перекликаются с методиками Inbound маркетинга, о котором писали в этой статье.
Применение массивных рекламных компаний требует значимых затрат бюджета и времени. Малые компании регулярно не позволяют себе такие траты без значимых убытков, да и нет в наличии длительного времени. Поэтому применяют креативный подход и неординарные решения. Производится анализ рынка и поиск конкретной точки приложения, которая на контрасте резко выделит организацию, подгадывается удачный момент, а после активность сворачивается, чтобы не стать привычной.
Скрытный маркетинг не ограничивает себя в выборе площадок для проведения рекламных компаний. В одни моменты продуктивность идет на физическом уровне — листовки, баннеры на улицах, в другие — в группах в социальных сетях и тематических сообществах, в третьи — на соответствующих форумах и проч. Повышенную продуктивность дают варианты совмещения маркетинга и «привычек местности» — особый сленг региона продвижения, отсылки к местным новостям или даже легендам и проч.
Смысл скрытного маркетинга в том, что один и тоже прием не применяют дважды. Используют единоразовый wow-эффект, а затем ищут новую «точку». Причем уникальность прослеживается во всем: для одной площадки — один прием. После этого на определенный период о ней «забывают», чтобы с течением времени вернуться, но с новым креативом.
Агрессивный маркетинг в скрытном варианте недопустим. Да, упор делают на внезапность и знание, но давление и навязывание отпугнет едва ли не качественней, чем при стандартной рекламе. Проявляйте изворотливость.
Регулярно скрытный маркетинг опирается на нестандартные методы, которые в привычных и рутинных рекламных кампаниях считают неуместными. Например, подключение сексуального подтекста, сленга и даже ненормативной лексики. Главное правило — тщательно выверять меру. Скатываться в пошлость и аморальность нельзя. Необходимо даже не найти баланс, а пройти по тонкой грани между «приемлемо» и «фуууу».
Описав главные принципы скрытного маркетинга, разберем варианты применения в конкретных ситуациях.
Подходящим способом становятся заказные статьи. Регулярно в сети Интернет пользователи не только ищут конкретные товары и услуги, но и занимаются самообразованием, вычленяют интересную информацию и проч. Поэтому чтение экспертных статей по тем или иным вопросом в порядке вещей. Применяя скрытный маркетинг, маркетолог заказывает у копирайтера или даже привлекает эксперта для создания развернутого и полезного материала, который включает в себя упоминание продукта компании. Чаще всего это делают на принципе нагнетания и противопоставления: негативная ситуация — позитивный исход при использовании.
На схожем принципе работают статьи «от первого лица». Человек делится якобы собственной историей и подспудно хвалит товар или услугу компании, которая сыграла роль.
Кроме того, скрытный маркетинг на 15% чаще способен «завируситься». Каждый маркетолог мечтает, чтобы его реклама попала в категорию вирусных и транслировалась «из каждого утюга». В скрытом формате это удается чаще. Ведь не каждый станет пересылать другу, коллеге, родственнику, упоминание продукта, а забавный мем, пусть даже с логотипом, пересылают регулярно.
В скрытом формате зарекомендовали себя и коллаборации с партнерами и иными компаниями, не являющимися вашими прямыми конкурентами. Дополняя рекламу другого на продуманной основе, уменьшаете затрачиваемый каждым бюджет, при этом расширяя охваты.
Еще один нетривиальный прием — публикация гайдов и топ-чего-либо. Люди любят короткие списки и емкую подачу информации, поэтому регулярно прочитывают, заодно получая и порцию рекламы. Но в наличии непривычный лайфхак: создавая список, не делайте его стандартным числом топ-3, 5, 10. Это привычно и не вызывает повышенных эмоций. Зато 8 пунктов или 4 вызовет недоумение и разожжет интерес.
Скрытный маркетинг — вариант продвижения продукции компании при малых затратах. Этот способ трудно назвать регулярным, а скорее дополнительным, но позитивно и продуктивно себя зарекомендовавшим.
Конечно, для разработки нестандартных схем требуется наличие профессионального исполнителя, а это повышение расходов. Однако практика показывает значимое повышение окупаемости.
Скрытный маркетинг — это непривычные, нестандартные и иногда даже эпатажные «ходы». На этом и основывается wow-эффект, а также варианты преодоления «рекламной слепоты» клиентов.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс использует для продвижения интернет-ресурсов клиентов разнообразные методы и комплексный подход. Скрытный маркетинг — один из таких вариантов. Проявляя творчество и знание рынка, наши сотрудники помогают в развитии вашего бизнеса.
С нами ваше процветание наступит быстрее!