Проблемы внимания, или как привлечь клиентов

«Портрет» среднестатистического пользователя в сети Интернет с течением времени усредняется и «расплывается» по возрастному критерию. Если изначально это были люди среднего возраста, с небольшим захватом молодежи, то сейчас «онлайн» находятся и дети, и подростки, и молодые люди, и зрелые, и даже ощутимая часть пожилых.

Причем такое внимание обусловлено не желанием обучиться или узнать ценные сведения. Чуть ли не ощутимая часть жизни ушла в сеть в области развлечения и «расслабления», а иногда и до «разжижения» мозга. Это связано с тем, что последние десятилетия и даже больше информационный шум вокруг человека возрастает, объемы потребляемой информации растут, но качество столь же стремительно падает, зато растет желание «отдохнуть».

Физиология внимания и статистика

Внимание затрагивает массу процессов в мозге, но, перемещаясь сразу к выводу, потенциально затрагивающему бизнес, получаем, что ощутимо падает время концентрации на конкретной информации. Так, согласно исследованиям, проводимым компанией Microsoft, среднестатистический пользователь начала 2000х годов сохранял внимание на одном запросе в сети 12 секунд. В настоящее время этот показатель упал до 8,25 сек.

О каких внимании и концентрации идет речь, если в эру доступности выхода в сеть через мобильный гаджет, человек за считанные секунды находит ответ на каждый возникающий вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Что ел на обед Цезарь?» и проч. Доступность информации привела к снижению ее ценности. Раньше люди задерживали в памяти интересующий вопрос, искали по нему информацию, изучали, спрашивали. Такой путь подразумевает сохранение, т. е. запоминание, результата. Современный «вопрос-запрос-ответ» также споро и «выветривается». Пользователь заходит в поиск, ищет информацию, отвлекается на рекламные баннеры, переключает внимание на яркие картинки, ищет новое и так в итоге не фокусируется ни на чем. При этом с точки зрения «мобильного подключения» ситуация еще печальней.

Отдельным информационным потоком идут новостные ресурсы. Тут пример еще более показательный. Ведь у людей существовала целая «культура» чтения новостей. Регулярно приобретались газеты, вдумчиво изучались, обсуждались. Постепенно произошел переход на новостные ленты СМИ через персональные компьютеры, затем ноутбуки и смартфоны. Нет конкретного временного интервала, который тратил утром или вечером среднестатистический человек на просмотр газет. Хотя интервал от 15 минут до 1 часа более-менее соответствует той действительности, но это на газету. Со статистикой в сети конкретики больше. По самой оптимистичной информации максимальное время вдумчивого нахождения на новостном сайте, согласно исследованиям 7 минут 56 секунд. Меньше чем в 2 раза от минимального чтения газеты.

На одну новость достаточного наполнения среднестатистический пользователь компьютера тратит до 40–50 секунд, планшета — до 10 секунд. Мобильный же «рекорд» — 2–3 секунды до рассеивания внимания.

Попытки объяснить с научной точки зрения скорости потери концентрации и внимания предпринимались и предпринимаются регулярно. Еще в 1924 году в США ученые показывали, что у макак наблюдается «пульсация внимания» или восприятие реальности через регулярные переключения между объектами окружающего мира. Причем этот эволюционный механизм не только у обезьяноподобных животных, но и в человеческом виде. Это способ выжить во враждебном мире. Когда не сосредотачиваешься на одной задаче, отрываясь от реальности, а непрерывно анализируешь ситуацию вокруг. Причем подобные переключения (исследователи называют частоту переключения раз в 0,25 сек) не в каждом случае даже фиксируются сознанием. Это фон, который мозг постоянно обрабатывает: вот работаешь, а вот уже видишь птичку за окном, улавливаешь слухом повышенный голос начальника, вот у коллеги зазвонил телефон, увидел предложение съездить в отпуск… Так непрерывно и бесконечно.

В сети внимание рассеивается как раз подобным образом, с той лишь разницей, что происходит чуть ли не полное отключение от окружающего мира. Особенно ярко подобное бесцельное «зависание» в смартфонах. Регулярно 77% молодого населения тянутся к гаджету, листают «ленты» и не замечают течения времени. При этом спроси у них потом, что же такого прочитали и узнали — в лучшем случае назовут пару запомнившихся моментов. В остальном — время жизни фактически потеряно.

Что делать бизнесу

Для бизнеса, чтобы оставаться в рабочем состоянии требуется приспосабливаться. Скорости переключения внимания огромны, поэтому требуется — удивлять и привлекать. Причем точечно, резкими «вспышками». Человек листает ленту и видит рекламу компании — «зацепило», перешел дальше. Теперь у вас в наличии лишь 8,25 сек., чтобы заинтересовать, показать, что нашел нужное. Внимание же сохраняют за счет визуального контента, баннеров и кнопок, инициирующих последующие переходы или целевые действия.

Не давайте посетителю скучать и рассчитывайте, что 8 сек. и «жажда информации» нуждается в новом объекте, желательно вашего ресурса.

Случаи, когда концентрация захватывает и человек начинает «поглощать» массу информации, позитивны для бизнеса регулярно лишь с точки зрения поведенческих факторов. На деле подобная концентрированная «одержимость» также блокируется переключением внимания и по итогу человек неспособен воспроизвести весь полезный объем полученной за «сеанс» информации.

Хотя в наличии и те, кто вдумчиво изучают контент вплоть до запятой, но это ограниченные группы целевой аудитории или люди с определенным психотипом, которых мало.

Резюме

В современном мире с тревогой наблюдаем тенденции к рассеиванию внимания и потере концентрации. Для бизнеса это негативно, но приходится приспосабливаться.

Постоянно поддерживайте у человека интерес в изучении материалов интернет-ресурса. Текстовый контент не размещайте массово, а ощутимо разделяйте визуальным наполнением. На страницах привлекающие внимание области не делайте конкурирующими друг с другом, а размещайте так, чтобы использовать 8 сек. внимания на максимум, а не переключать его туда-сюда, в итоге теряя удержание на подталкивании к целевому действию.

Ухудшение внимания — проблема общества и бизнеса. Соблюдайте в размещении информации баланс, иначе, к сожалению, люди рискуют еще больше сократить время непрерывного внимания, а это негативные последствия для мозга. Иначе уже никакие действия не дадут продуктивного результата.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем