Устали от продажников - агрессивный маркетинг

Владельцы бизнеса с радостью приветствуют маркетологов, которые разрабатывают методы, привлекающие значительное количество клиентов и заказов. Это и естественно: прибыль — значимый критерий работы. Но каждый ли метод экологичен? К сожалению, нет.

В наличии ряд механизмов, которые активно навязывают и принуждают людей купить товары или воспользоваться услугами, причем на не всегда выгодных для клиента условиях. Этот набор методов получил название агрессивного маркетинга.

Агрессивный маркетинг встречается в каждой сфере продаж. Наверняка приходилось сталкиваться с продавцами-консультантами, которые вынуждают приобрести тот или иной товар. А потом люди удивляются: «Уж не гипнозом ли воздействовали». Или бесконечный поток звонков на стационарный и мобильный телефоны с предложениями «уникальной новой студии массажа», «сверхвыгодного тарифа» на услуги связи или кредитования. Причем страдают не только физические, но и юридические лица. Ведь номер телефона и профиль деятельности организации обязательно находятся в открытом доступе, а это значит — тьма звонков с предложениями о всевозможном сотрудничестве.

Как видим, поле деятельности для агрессивного маркетинга обширно. И компании мелкого и среднего бизнеса нет-нет, да и прибегают к этим механизмам. При этом эффективным способом считается реклама по телефону: затраты минимальны, а охват в единицу времени огромен, пусть и с небольшой отдачей.

Неприятный вариант, когда позволяют себе агрессию и оскорбления при отказе человека от услуги или хотя бы прослушивания сообщения. Найти оправдание подобному поведению невозможно. С такими компаниями лучше не сотрудничать.

Причиной негатива к телефонному спаму становится значительное количество не только рекламы, но и мошеннических действий. Если в рекламных целях организация стремиться расширить клиентскую базу, то мошенники наносят существенный вред финансовому положению человека. Отсюда и излишний негатив, даже к безобидным звонкам.

В этой статье не будем рассматривать мошеннические действия, а разберемся с реальной рекламой.

Противодействие спам-звонкам

С развитием механизмов телефонной рекламы на законодательном уровне стали появляться соответствующие акты, которые пытаются урегулировать складывающуюся ситуацию. Основа — Закон о персональных данных. Если звонят и предлагают услуги или товары, то верное решение — поинтересоваться источником, откуда ваш номер попал в базу и просьба его удалить. Если звонки не прекращаются, то обращаются с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Механизмы ее работы позволяют блокировать номера звонившего, а также применять штрафные санкции к организации. Сложность в том, что агрессивно настроенные компании меняют исходящие телефонные номера, используют ip-телефонию и проч. Поэтому блокировка одного или даже нескольких номеров не дает результата.

Легальный способ получить персональный номер абонента — соглашение на рассылки и согласия, которые оставляют во всплывающих окошках веб-браузеров или приложений на персональном компьютере (ПК) или мобильном гаджете. Единственное, что советуем: внимательно следить, какие разрешения даете.

К сожалению, нелегальных способов пополнения баз телефонных номеров тоже хватает. Это и варианты мошенничества, и нелегальная покупка, и слив. Так в сети появились сведения, что во время недавних перебоев в работе Instagram большой объем персональной информации пользователей слили в нелегальные базы.

Чтобы избежать попадания в базу телефонного обзвона:

  • Не публикуйте личный телефонный номер в открытом доступе в социальных сетях или на иных ресурсах.
  • Изучайте подписываемые договоры в отношении пункта о рекламе и персональных данных. Не редки ситуации, когда клиент, сам того не замечая, соглашается на рекламные оповещения.
  • Не оставляйте без присмотра гаджеты или разблокированные аккаунты на чужом ПК.
  • Пользуйтесь режимом «инкогнито» с мобильных устройств.

Если звонок уже произошел, то помните: вы не обязаны выслушивать сообщение, чтобы ни озвучивали. Если маркетинг имеет официальную оболочку банка или маскируется под таковой, то все равно не раз подумайте, прежде чем соглашаться на «персональное», «разовое» предложение типа «только сейчас». Солидные организации при начале рекламной кампании размещают информацию в первую очередь на собственных интернет-ресурсах. Значит, поинтересуйтесь, где можно «изучить вопрос подробнее», ссылаясь на то, что не воспринимаете информацию на слух. Если собеседник «плывет», не отвечает внятно или продолжает говорить об эксклюзивных условиях, то это наверняка мошенник.

Закон на вашей стороне

Несмотря на проработанность Федерального закона «О рекламе», лазейки находят с завидной постоянностью. Например, известен трюк: звонят, представляясь некой организацией, и начинают разговор с фразы «Уделите минуту внимания — для вас предложение…» И если на автомате ответить «Да», то закон перестает защищать. Сами согласились на рекламу этой компании.

Однако независимо от начала разговора в любой момент можете уточнить юридическую информацию об организации: повторить название, попросить назвать телефон, адрес и проч. При официальной рекламе менеджер не имеет права отказывать. Полученные сведения используйте для жалобы в соответствующие инстанции, если звонки имели агрессивный или досаждающий характер.

Если просьбы или жалобы не помогают, то единственный вариант: официальное письменное обращение о назойливой рекламе на сайтах ФАС, Роспотребнадзора или Прокуратуры. В качестве доказательств требуется распечатка звонков на мобильный телефон, которую запрашивают у оператора связи. Также для этих целей производят аудиозапись разговора. В обращении требуется написать даты звонков, содержание и указать, что рекламные звонки организации сделаны без разрешения и согласия с вашей стороны.

Если факт нелегальной рекламы будет подтвержден, то компанию ожидает штраф от 100 до 500 тыс. руб. в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в рекламе».

Что каСается владельцев организаций

При должном уровне проработанности агрессивный маркетинг приносит неплохие результаты по продажам и узнаваемости компании. Однако часто это происходит с потерей репутации среди части потенциальных клиентов. Поэтому этот механизм можно сравнить с балансом на лезвии ножа, где существует риск для будущего организации.

Поэтому если уж решились на агрессивные методы, то тщательно проработайте механизм общения с клиентами. Не прибегайте к нелегальным способам получения базы телефонных номеров, отслеживайте, чтобы в разговорах менеджеры не были чрезмерно настойчивы. Грубость и сквернословие не допустимы в принципе. По статистике 5% людей пишут письменное обращение на раздражающую рекламу, а значит, риск немаленького штрафа присутствует.

Позитивные примеры агрессивного маркетинга тоже в наличии. Например, известны случаи противоборства компаний BMW и Audi. В 2006 году компании «обменялись любезностями». BMW поздравила Audi с победой в конкурсе «Машина года 2006 в Южной Африке», подписавшись «Машина мира 2006». Audi в ответ опубликовала ответное поздравление, но с подписью «Шестикратный победитель гонок „Consecutive Le Mans 24 Hour“». Это пример агрессии, но в отношении компаний, с нотками юмора, в рамках закона, без перехода на личности и запуска волны раздражения у людей.

Заключение

Агрессивный маркетинг, к сожалению, только набирает обороты. Недобросовестные организации и мошенники стремятся получить прибыль на людях. Главное, что требуется от рядового человека, это не терять голову и реагировать хладнокровно. Негатив и излишние эмоции играют против вас.

Однако если не хотите связываться с жалобами и разбирательствами, тратить нервы, то мобильные операторы предоставляют ряд услуг по идентификации номера звонящего еще до поднятия трубки. Кроме того, понимая собственные потребности и то, каким образом навязываются те или иные товары и услуги, ответить на раздражающий звонок без проблем несложно.

А владельцы бизнеса должны думать о репутации компании и о том, стоит ли возможная прибыль «потери имени».

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем