Опасности и выгоды от распространения слухов и домыслов

С 2019 года мир захлестнула пандемия. Однако на самом деле опасным явлением для каждого становится не она, а набирающая обороты инфодемия.

Инфодемия — это лавинообразное распространение информации либо для создания стрессовой ситуации, либо дезинформация как таковая. Формат передачи: слухи, домыслы, сплетни, фейки.

Сплетни и слухи распространялись с тех самых пор, как человечество научилось говорить. Но появление средств передачи информации на большие расстояния без затрат и регулярно обезличенно дало новый виток. Пандемия же усилила это явление на порядок. Ведь в стрессовой ситуации или на эмоциях люди склонны хвататься за каждую новость, кажущуюся хоть на каплю правдоподобной.

Ученые не обошли это явление стороной. Так в Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС при Президенте РФ в 2020 начали исследование «российской инфодемии». Первые результаты опубликовали через 7 месяцев со старта проекта, который продолжается и по сей день.

На первом этапе энтузиасты собрали и систематизировании почти 2 миллиона постов на 1300 интернет-площадках. На обзор попали не только популярные социальные сети, но и форумы, блоги, даже мессенджеры (последние частично из-за приватности переписки).

В итоге выявили механизм распространения интернет-фейков:

  • зарождение или вброс в приватной переписке;
  • репосты на личные странички людей с эмоциональными комментариями;
  • публикация на интернет-площадках и в сообществах;
  • репосты-перепечатывания с изменением содержания и добавлением личных оценок и модификаций.

Кто есть кто

Два распространенных вопроса об интернет-слухах: кто распространяет и кто репостит.

Ответ на первый вопрос: в голову большинства приходит идея мирового заговора. Злые бандиты сидят и ищут способы психологического давления на народ. Доля правды в этом присутствует. Среднестатистический человек редко становится источником интернет-слухов. Но и считать это разбойничьими происками не стоит.

«Cui bono? Cui prodest?» (лат. «Кому это выгодно?») — говорил римский юрист Кассиан Лонгин. В самом деле: фейки и слухи дают благодатную почву.

Во-первых, это способ нагнетать стрессовую ситуацию. При этом среднестатистический человек в стрессе легко поддается влиянию. Это можно использовать и в бизнес-целях. Стоит только вспомнить, как скупали имбирь или бесполезные БАДы после сообщений о том, что «баба Маня» слышала у врача, что только это надежно спасает. К сожалению, такой механизм работает, люди верят.

А кто распространяет — каждый ответит: не я. Представляя пути репостов и распространения, классический портрет: женщина возраста 60+, с «интернетом» на вы, но пересылать тьму картиночек и видео подружкам и родственникам научилась. Второй вариант: типичный молодой блогер, у которого тысячи подписчиков, слепо верящих кумиру. Оба варианта на слуху, но тут кроется ошибка.

Согласно исследованию активные распространители фейков — среднестатистические люди, у которых нет сторонних подписчиков (только родственники и знакомые — до 500 виртуальных человек), возраст 40–45 лет (в редких случаях до 60). И все-таки женщина — 63% выявленных случаев. Еще одна черта: высшее образование (73%). Сразу отметим, что достоверность сведений условна, т. к. исследователи опирались на открытую информацию социальных сетей и профилей, не проверяя досконально правдивость.

Таким образом, видим, что слухам подвержены образованные люди среднего возраста. А ведь казалось бы: как эти обладатели «критического мышления» пропускают через себя непроверенный бред.

В чем выгода

Еще один феномен: волна слухов идет не в ответ или одновременно с событием, а предвосхищая его. Ученые объясняют это созданием информационного вакуума. Людей начинает слегка волновать некая тема, мошенники запускают фейки сразу по многим путям, среди которых «выстреливают» один-два. Они-то запоминаются и уже впоследствии анализируются сопоставлением с произошедшими событиями.

Так в чем выгода? Помимо явной рекламы тех или иных товаров, распространение фейков несет и следующие варианты, выгодные для тех, кто стоит у истоков. Опираясь на несуществующую информацию, но облекая в привлекательную «обертку», становится возможным распространение абсолютно любой информации. Кто будет читать скучные официальные новости или верить «сухим» фактам ученых — никто. А вот некие «инсайдеры», «приближенные», «такие же, как я» вызывают доверие. Потому как с одной стороны люди простые, а с другой — удачливые, ведь им же удалось попасть в особую ситуацию и разжиться информацией. Среднестатистический человек захочет приобщиться. Степень доверия растет, а критическое мышление отключается.

Это работает не только на «животрепещущие» темы. Не менее активно распространяются «советы» той же «бабы Мани» по выбору продуктов, средств для дома и проч. Отлично по распространению показывают себя записи вида «рецепт из СССР», «бабушкин способ» и проч. Так, например, когда было модно постить цитаты, широко разошлось высказывание «Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность. © Ленин». Люди репостили, поражаясь прозорливости лидера большевиков, но только единицы задумывались: «А мог ли Владимир Ильич это сказать?», если сети Интернет не было и в помине.

Резюме

Чаще слухи — это плохо. Ведь это непроверенная информация, которая к тому же перевирается чуть ли не с каждым репостом. Верить слухам — глупо. Тем не менее это удобный механизм для пиара и распространения информации. Изучая принципы формирования интернет-сообщений и пытаясь повторить, получаете источник бесплатной рекламы, хоть и низкого качества.

Людям хотим посоветовать развивать критическое мышление, думать о том, что читаете и тем более пересылаете другим. Слух отлично подходит для того, чтобы сконцентрироваться и разобраться в описанной проблеме, стать мудрее и образованнее, а не только стать звеном в цепочке передачи.

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем